Подорожання продуктів має скоріше спекулятивний характер
Юлія Плієва
Засновник, СЕО Apple Consulting®

– Как влияет на Украину мировой рост цен на продукты питания?

Я бы не стала говорить о сильнейшем влиянии так называемого продовольственного кризиса на Украину. Ведь исторически мы все же аграрная страна (15 млн людей живут в сельской местности, сельское хозяйство производит 7,2% ВВП). Украина уже давно занимает лидирующие позиции на мировом рынке продуктов питания: первое место в мире по объемам экспорта подсолнечного масла, второе место – по поставкам рапса, пятое – по экспорту сыров и т. д. Необходимо лишь правильно развивать имеющийся потенциал страны. Безусловно, рост цен на определенные группы продуктов питания в последнее время наблюдается. Хотя это и подается отчасти а-ля «под влиянием мирового продовольственного кризиса», но я считаю, что факторы роста цен несколько иные. Многие моменты носят скорее спекулятивный характер.

– Существует ли сегодня в Украине дефицит сельскохозяйственной продукции?

Каждый год фермеры, владельцы агрохозяйств на основании прогнозов о том, что будет востребовано в следующем году, какая культура принесет большую прибыль, принимают решение о том, что сеять. По сути, выбор культур, которыми они засевают поля, продиктован лишь их пониманием тенденций на потребительском рынке и желанием получить максимальную выгоду с 1 га земли. Например, один фермер на протяжении 20 лет сеял на своем поле пшеницу, а потом посчитал, что если он все засеет травой и запустит туда стадо коров, то прибыль от продажи молока с этих коров будет намного выше текущей прибыли от зерна. А теперь представим, что подобное решение одновременно примут несколько фермеров в одном и том же регионе… Это вызовет переизбыток одной культуры и дефицит другой. Например, недавно на всю страну несколько телеканалов запустили новость о том, что некоторые страны арабского мира готовы закупать в Украине соленые огурцы в неограниченном количестве. В этом же сюжете показали, как многие фермерские хозяйства на основании этой информации готовы засеять свои поля огурцами. Это притом, что никаких подписанных контрактов еще нет. Как ни крути, спрос порождает предложение, а дефицит взвинчивает цены. Поэтому я считаю, что на рынке должны быть четкие механизмы, регулирующие такие моменты, а фермеры должны быть уверены, что выращивают именно то, что принесет им максимальную прибыль.

– Считаете ли Вы, что без госнадзора в торговых сетях будут иметь место повсеместные перекосы в ценах в ущерб потребителю?

Я не сторонник государственного вмешательство в бизнес. Тем не менее в нашей стране есть практика государственного регулирования наценок на социальные виды продуктов питания (хлеб, яйца, крупы и т.д.) в супермаркетах. Вспомним недавнюю ситуацию с гречкой. В течение полугода я не могла в привычном для меня супермаркете купить гречку. Виноват ли в этом супермаркет? Не думаю. Правительство заявляло, что необходимые объемы этой крупы закупили в Китае и в скором времени она появится на полках украинских супермаркетов. Но впервые гречку я увидела на прилавках лишь недавно. К сожалению, опыт государственного вмешательства был только негативный. Самый лучший регулятор рынка – спрос и предложение, то есть сам рынок. Продуктовый ритейл регулировать не нужно, потому что там достаточно высокая конкуренция – рынок сам себя отрегулирует. Довольно сложно представить себе сговор между операторами рынка по установке завышенных цен на какой-то продукт. Это маловероятно, на мой взгляд.

– Был ли у Вас опыт сотрудничества с профильными ассоциациями? Кто-то из них помог защитить Ваши интересы?

По словам наших клиентов – крупных операторов продовольственного рынка, существует ряд ассоциаций, которые действительно помогают защитить интересы своих членов. В большинстве случаев такие организации создаются для лоббирования очень узкого круга интересов. В Украине крайне мало хороших ассоциаций, на мой взгляд, которым действительно удается отстаивать интересы отрасли. То есть пока повсеместно ассоциации как инструмент защиты интересов игроков отрасли в Украине не работают.

– Каким образом Ваша компания будет решать вопрос недостатка оборотных средств? Планируете ли выход на международные площадки, внутренние заимствования?

Кто-то из игроков рынка выходит на международные площадки, кто-то делает ставку на внутренние заимствования. Факт остается фактом: операторы аграрного рынка сейчас активно привлекают частные фонды. Но такое действие в большей степени продиктовано не желанием пополнить оборотные средства, а инвестиционной программой, связанной с расширением бизнеса. Для того чтобы решить вопрос нехватки оборотных средств, предприятия чаше обращаются к другим источникам пополнения – банковское кредитование, размораживание внутренних резервов (оборотные средства, которые удается высвободить благодаря управленческим методам). Все мы знаем, что агрохозяйства по своей природе нуждаются в «длинных» деньгах. Цикл оборота денежных средств (от момента покупки семян, обработки земли, приобретения удобрений и до момента получения денег от проданного урожая) может занимать от года и более. Все это время кто-то должен финансировать цепочку производства. Сельскохозяйственным предприятиям сложно делать это самостоятельно, особенно средним и мелким. Предпосылкой к этому является и тот факт, что агросектор сегодня – довольно привлекательный рынок для инвестиционных фондов. Многие инвесторы активно рассматривают сельское хозяйство в качестве объекта инвестиций. Доходность на сегодняшний день в аграрном секторе намного выше, чем в других сферах бизнеса – и это тоже факт.

– Какие масштабные сделки, IPO, M&A, ожидаются в ближайшее время на украинском мясомолочном рынке? Кто их будет продуцировать?

Думаю, что в ближайшее время нас ждет ряд крупных сделок M&A. После кризиса все еще активно протекают процессы передела рынков. В начале 2011 года агрокомпания Ukrlandfarming приобрела компанию «Райз» и «Дакор Агро Холдинг» (зерновые, птицефабрики и пр.), агрохолдинг «Кернел» купил 71% акций крупнейшего производителя сахара в Украине «Сахарный союз «Укррос». Эти и многие другие сделки на аграрном рынке свидетельствуют о так называемом процессе укрупнения. Независимо от того, сливаются ли крупные игроки рынка или же один крупный поглощает более мелкие, все это называется процессом укрупнения и структурирования рынка. Кроме того, наиболее крупные землевладельцы будут наращивать банк земли и производственные мощности, пользуясь ситуацией в АПК, которая негативно сказывается на состоянии небольших предприятий. На мой взгляд, со временем в Украине будут работать ряд очень крупных компаний в аграрном секторе. У мелких фермеров шансов на выживание очень мало. Один из путей «выживания» – перепрофилироваться на другие сегменты.

– Насколько актуален для Вашей компании кадровый дефицит? Готовы ли Вы развивать молодежь и выпускников вузов, чтобы они стали прибыльным активом в Вашей компании?

– Действительно, в агросекторе вопрос нехватки квалифицированных кадров сейчас стоит очень остро. В свете вышеупомянутой инвестпривлекательности этого сектора экономики в него вливаются немалые деньги, а это во многих случаях подразумевает расширение и, как следствие, дополнительный спрос на специалистов. На мой взгляд, наибольший спрос существует на узкопрофильных специалистов (техники, селекционеры, агрохимики и пр.), а также на управленческие кадры. Особенно ценятся менеджеры, которые обладают не только навыками управленцев, но и разбираются в нюансах рынка. Таких людей очень мало. Несколько дружественных нам рекрутинговых агентств сейчас даже создают отдельные компании, специализирующиеся на подборе кадров для сельхозпредприятий. Это еще один сигнал повышения кадрового спроса на агрорынке. Что касается развития молодежи и вклада в развитие отрасли. Мне очень импонирует инициатива корпорации «Агросоюз». Вот уже несколько лет подряд они собирают фермеров, аграриев, технарей в рамках практической школы, объединяющей все основные направления сельхозбизнеса – ресурсосберегающее земледелие, альтернативное свиноводство, эффективное молочное животноводство, промышленное страусоводство, управление агробизнесом и пр. Это целый университет по подготовке и повышению квалификации кадров уникальных специальностей. Кроме этого, корпорация выступает инициатором ряда профильных конференций, приглашая мировых экспертов – ученых-исследователей и аграриев-практиков, создавая плодотворную площадку для общения и совместного синтеза «прорывных» решений в агросекторе. Очень приятно, что на рынке есть игроки, которые прилагают столько усилий для того, чтобы перевести его на совершенно другой, более высокий качественный уровень.

– Вы тоже приобретаете продукты в магазинах или супермаркетах. Что бы Вы написали в книге отзывов и предложений самого посещаемого Вами?

Я довольно требовательный потребитель и в свое время приложила много усилий для поиска «своего» магазина, который бы меня полностью удовлетворял (с теми, кто мне не подходил, я расставалась быстро). Им стал супермаркет «МегаМаркет» на ул. Горького (Киев). Там широчайший ассортимент, хорошее обслуживание, много касс (поэтому практически никогда не бывает очередей), удобный график работы. Единственное, что я могла бы пожелать этому и многим другим супермаркетам, это решение вопроса со свежими овощами и фруктами. То, что есть сейчас на полках, это в основном импортируемые овощи и «пластиковые» фрукты. О качестве мяса я вообще молчу. Поэтому данные категории продуктов я предпочитаю покупать на рынке. Все остальное по данному супермаркету в целом меня устраивает.
 
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку

© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
Партнер ЕВА