Правильна економія
Анатолий Карпов
Финансовый директор FERREXPO Petroleum Onshore

Украинский бизнес до недавнего времени, чего скрывать, существовал в достаточно комфортных условиях. Однако финансовый кризис заставил многих собственников отечественных предприятий по-новому взглянуть на собственные расходы. Выяснив, что они не всегда живут «по средствам», бизнесмены не только уволили массажиста и садовника, но и быстренько стали наводить порядки в своих компаниях. Массовые сокращения, отказ от услуг ряда контрагентов, остановка убыточных производственных линий и пр. Со свойственным украинскому бизнесу «наскоком» предприятия начали исправлять те ошибки, на которые годами никто не обращал внимания. Но спешка в таких делах не всегда является помощником. Управление затратами (в том числе и их минимизация) – это сложный и многогранный процесс, подходить к которому необходимо с умом.

Главная ошибка

Первой рефлекторной реакцией большинства бизнесменов на кризис стало сокращение персонала. Массовое увольнение линейных сотрудников, избавление от целого ряда служб, так называемого бэк-офиса (к примеру, маркетинговые департаменты, PR-отделы, финансовые и юридические подразделения), замена дорогих топ-менеджеров более дешевыми и пр. Многие собственники компаний сократили чуть ли не всех работников за исключением занятых непосредственно в производстве основной продукции. Да и тем серьезно урезали зарплату.

Такой подход в корне неверен. Безусловно, за исключением тех отраслей, в которых рынки сбыта многократно сократились. Во-первых, всегда необходимо помнить о том, что кризис рано или поздно завершится, и дефицит кадров снова станет основной «головной болью» украинского бизнеса. Ранее уволенные специалисты вряд ли вернутся, а новых еще надо всему обучить. Не говоря уже о том, что так называемая «преемственность производства» будет нарушена. Во-вторых, увольняя сотрудников, ни в коем случае нельзя сокращать целые функции. Ведь выполнение тех же PR и юридических задач аутсорсерами обойдется гораздо дороже. А в условиях сокращения рынков потребления и, соответственно, усиления конкуренции, смогут выжить только самые сильные предприятия. Причем сильные во всем: и в производстве, и в продажах, и в рекламе, и в PR, и в маркетинге, и в юридических разбирательствах. В-третьих, в период кризиса нельзя менять профессиональных ТОП-менеджеров, замещая их более дешевыми и менее квалифицированными специалистами, так как к внешним неурядицам собственник автоматически добавляет внутренние проблемы (смена высшего руководства всегда приводит к временным волнениям в компании). Кроме того, нельзя разрушить костяк коллектива, избавившись от наиболее опытных и перспективных сотрудников, Вам стоит задуматься над формированием «списка неприкосновенных». Это – те сотрудники, которые должны остаться в компании при любых условиях.

Если и сокращать заработные платы, то необходимо было это сделать до кризиса, а сейчас же это самая большая глупость, которую можно предпринять, учитывая привязку большинства зарплат к долларовому курсу НБУ и существенную разницу коммерческого курса от курса НБУ, а также значительный уровень инфляции. Оклад в реальном измерении существенно сократиться и без посторонней помощи. Единственное, что необходимо сделать, так это зафиксировать зарплату в гривне, без привязки к курсу доллара. «Жадность» собственников, теряющих свои привычные доходы, приводит к тому, что они пытаются переложить этот «дискомфорт» на плечи персонала компании по принципу «Я пострадал, поэтому должны пострадать и мои наемные работники». К чему это приводит? К дальнейшему усугублению кризиса в стране через снижение покупательской способности абсолютно всех слоев населения: как тех, которые были заняты в частном секторе, так и бюджетных работников, а также пенсионеров. Как можно восстановить экономику, когда нет платежеспособных покупателей? Сокращать расходы на ЗП персонала можно в самую последнюю очередь, и то, если иного выхода попросту нет, если следующий шаг приведет к закрытию предприятия. Можно сокращать непродуктивный персонал, но никак не уровень зарплат оставшихся сотрудников, поскольку в условиях кризиса работы у большинства оставшегося персонала только прибавляется. Я глубоко убежден, что фиксация заработной платы в гривне на последней величине перед моментом, когда возникает необходимость ее понизить, без привязки к курсу доллара или иной иностранной валюты, будет совершенно адекватно воспринята большинством персонала в условиях кризиса.

Эффективное управление затратами ничего общего с перечисленными шагами украинских бизнесменов не имеет. Давным-давно один одесский сатирик сказал: «Не воруйте с убытков, воруйте с прибыли!». Если его перефразировать, то получим идеальную схему минимизации затрат в компании: сокращать надо не те расходные статьи, которые позволят уменьшить убытки, а те, ликвидация которых приведет к росту прибыли.

Враг у ворот

Прежде чем начинать работу над сокращением затрат необходимо задаться вопросом: от чего зависят расходы? Осознанный ответ на него, прежде всего, поможет экономически правильно настроить образ мышления собственника или ТОП-менеджера, который возьмет на себя ответственность за этот болезненный для организации процесс. И хотя вариантов ответов здесь может быть сколько угодно, глубинный смысл заключается в следующем: расходы зависят от действий. Вы можете взять деньги и купить понравившуюся вам вещь, но также можете незаметно ее украсть. Два разных действия, две совершенно различные величины затрат. Поэтому наиболее правильный путь сокращения затрат - находить возможности сокращать непродуктивные действия, на которые ранее не обращалось внимание.

Минимизации могут быть подвержены как внутренние, так и внешние затраты, то есть те расходы, которые предприятие несет в работе с контрагентами. Первым делом, следует пересмотреть те функции, которые ранее были отданы на аутсорсинг. Как правило, речь идет об управлении персоналом, IT и юридическом сопровождении, ведении бухгалтерии и логистике. В свое время собственники компаний, принявших решение о привлечении аутсорсера, ориентировались на целый ряд преимуществ такого подхода. Сегодня в экономике складываются новые условия работы, поэтому есть смысл пересмотреть ранее принятое решение и вспомнить о главных недостатках аутсорсинга: возможность утечки информации, потеря части собственных ресурсов, отстраненность от управления некоторыми бизнес-процессами и, соответственно, снижение качества принимаемых решений. Безусловно, никто не призывает владельцев предприятий переходить на «натуральное хозяйство», но максимальная концентрация всего бизнеса под собственным контролем сегодня является необходимым условием выживания.

Снизить те затраты, которые компания несет при работе с контрагентами (поставщиками сырья и оборудования, дистрибуторами, сетями, банками-кредиторами и пр.), возможно за счет организации конкуренции между ними. Следует понимать, что финансовый кризис коснулся практически всех. Закрытие многих предприятий и сокращение спроса на услуги перечисленных групп контрагентов позволяет производителям готовой продукции начать в буквальном смысле слова «выкручивать» им руки. Причем безо всякого зазрения совести, ведь годами все происходило с точностью до наоборот.

Теперь они заинтересованы в клиентах. Первым шагом должен стать пересмотр существующих договоренностей в сторону снижения цен на сырье, транспортные, дистрибуционные и прочие услуги. Если партнер не идет на уступки, то есть смысл поискать более низких цен на свободном рынке. Организовать конкуренцию между потенциальными контрагентами можно с помощью разных инструментов, самым простым из которых является тендер. Пытаясь заполучить клиента, поставщики товаров и услуг сами предложат всевозможные скидки, бонусы и пр.

Есть и другой путь. Если речь идет о контрагенте, с которым компания находится в тесной «связке», то нелишним будет откровенный разговор и поиск совместных решений, которые бы смогли сократить затраты на обоих предприятиях.

Скажи кризису «СТОП!»

Минимизация затрат – это не только метод выживания в условиях финансового кризиса, но и возможность обратить этот тяжелый для экономики период себе во благо.

Да! Рынки сбыта сократились, однако не исчезли полностью.

Да! Существует на рынке кризис ликвидности, однако деньги не испарились.

Чтобы «подмять» сократившиеся рынки сбыта под себя, необходимо быть лучшим. Найти средства на операционную деятельность и на инвестиции в развитие сложно, ведь банковские инструменты стали практически недоступны. Но деньги можно взять у себя же в компании: в запасах, за счет устранения уровня упущенных продаж, в незавершенном производстве, в неликвидах. И тот, кто сможет это сделать, тот не упустит свой шанс стать лидером.

 
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01004, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку

© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2018. Всі права захищені
Партнер ЕВА
MyCounter - счётчик и статистика