Я глубоко убеждена, что любые инновации - это во-первых изменение образа мышления предпринимателя, а уже потом - реализация этого в конкретных инновационных технологиях. Как говорил Энштейн, «Проблема, возникшая на одном уровне мышления, не может быть решена на том же уровне мышления». Если перевести эту мысль на более прагматичный манер, то можно сказать: «До тех пор, пока мы делаем то, что делаем, мы будем иметь то, что имеем». Есть очень много интересных инноваций и новых технологий, однако они ничего не стоят, если бизнесмен четко не осознает, какие проблемы будут решены с их помощью, какое ложное предположение в отношении рынка они устраняют и как они монтируются в общую стратегию компании.
Меня в свое время очень впечатлил пример Доктора Алана Барнарда (международный ТОС-эксперт, возглавляет Исследовательскую Лабораторию Доктора Голдратта и The Odyssey Institute), который сотрудничал с Министерством здравоохранения США. Он был привлечен для проведения аудита определенных элементов программы «Здоровая Нация 2010». Одним из важных элементов Программы была борьба с курением в обществе. В начале 2000 года в США было 24% курящего населения и где-то столько же, которые пробуют впервые. Цель была за 10 лет вдвое сократить эти показатели. Основной метод на тот момент был очень инновационный: наносить на треть пачки сигарет предупредительные надписи и фотографии нездоровых органов курильщиков. За первый год такой Программы (а мы можем представить, о скольких миллиардах бюджета шла речь) показатели снизились на 2% (до 22% соответственно). Однако в последующие годы эти показатели не сдвинулись с места. Какое решение авторы Программы хотели ввести? Увеличить предупредительные надписи и страшные фото на пачке до 2/3 ее размера, считая, что курильщики их не видят. А ключевое предположение в основе всей этой логики было следующее: «курильщики не знают о большом вред своему здоровью от курения». Это - ложное предположение. Курильщики все это хорошо знают. Следовательно, решение должно быть другим.
К сожалению, многие компании продолжают существовать в парадигме, где внедрение инноваций дает мощный толчок для бизнеса и решит все его проблемы. И это действительно так, если четко понимать силу инновации и разумно воплощать ее в жизнь, а не просто отдавать дань моде. Кстати, если вводить инновации как элемент «моды», это даже может нести угрозу для бизнеса. Например, существует прекрасная технология Cisco - TelePresence, использование которой в украинском ритейле в определенном смысле могло бы стать той самой инновацией. Например, заменить всех продавцов-консультантов в магазинах на мониторы, где покупатель получал бы необходимые консультации в онлайне от более квалифицированных людей, которых он видит по этому монитору. Однако, здесь сразу же возникает масса вопросов: 1) какую проблему покупателей мы решаем, 2) какую проблему компании мы решаем, 3) требует ли инновация изменения поведения покупателя, 4), какие старые парадигмы, политики у компании и у покупателя, должны быть устранены, чтобы обе стороны получали максимальную ценность от новой технологии, 5) и наконец - экономическое обоснование целесообразности технологии и тому подобное.
Потребность в благоразумном подходе к инновациям сегодня невероятно обострилась. Ведь во многих компаниях по объективным причинам резко ухудшились результаты - в стране война, экономика находится в глубоком кризисе. Встречаясь с владельцами разных компаний, я постоянно слышу о падении продаж и прибыли, сокращение расходов, заработной платы и собственно персонала (в одной из компаний были вынуждены уволить 80% людей). Что им делать в данной ситуации: закрывать свой бизнес или пытаться выводить на рынок новый продукт, как этому учат учебники по маркетингу? На мой взгляд, единственное решение - это инновационное мышления. И здесь я имею в виду не умение генерировать какие-то идеи, а прежде всего - ставить под сомнение собственные предположения в отношении рынка, покупателя, собственной компании и ее поведения на рынке. Вот что есть первоочередными инновациями для украинского бизнеса сегодня!
Еще один пример: подавляющее большинство компаний сейчас связывает падение продаж исключительно со снижением покупательной способности населения, диктует им необходимость постоянно снижать цены. Согласно такой логике запускаются различные маркетинговые акции, скидки, распродажи и др. С одной стороны, этот факт имеет место быть, но с другой - у всех ли покупателей упала покупательская способность и всем ли прежде всего важна низкая цена? Один знакомый ритейлер недавно провел акцию, которая давала возможность покупателям определенное время получать определенную скидку на все товары. Я поинтересовалась результатом акции - он был значительно ниже ожиданий. Отсюда мы можем сделать вывод, что не всех покупателей стимулирует низкая цена, однако маржа компании в эти дни была ниже обычной.
Нужно «копать глубже» и думать о том, какими еще методами можно оживить спрос и увеличить продажи. Категорически нельзя смотреть на весь рынок, как на однородной и считать, что у всех потребителей одинаковое поведение. Многие бизнесмены сейчас говорят, что потеряли 30% покупателей из-за оккупации Крыма и войну в Донецкой области. Они автоматически списывают 30% продаж, хотя в то же время в существующих каналах продаж имеют 15-30% out-of-stock (отсутствие товара на полках в каналах продаж). Это означает, что как минимум 20% они могут сделать на текущих каналах продаж без каких-либо инвестиций только за счет изменения операционных процессов в компании и роста их надежности.
Я верю, что за изменением способа мышления в компании последует серьезное изменение бизнес-модели - начнется создание новой. Это и есть инновация, которая сегодня нужна украинскому бизнесу.
Опубликовано на Innovations.com.ua
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
2002-2024. Всі права захищені