Служба логістики на підприємстві
Олександр Соколенко
Старший консультант, менеджер проектів
Когда нужно переходить от аутсорсинга к созданию собственной службы логистики
Александр Соколенко
Первые результаты
Если служба создается "с нуля", важно найти руководителя службы логистики, который знаком с процессами и может организовать работу людей. Вплоть до того, что для крупной службы с распределительным центром, транспортной логистикой и офисом, сильный руководитель может сократить процесс организации работы в 2 раза. Главный результат первых месяцев новосозданной службы логистики – стабилизация процессов. Если в Вашей компании цель создания службы логистики звучит как "повысить надежность", тогда от создания службы логистики следует ожидать влияния на улучшение надежности компании и рост продаж и маржинальной прибыли.Штатное расписание отдела логистики
Если говорить о розничных сетях, где есть распределительный центр (РЦ), то штатное расписание выглядит следующим образом. Во главе службы – руководитель распределительного центра. В его подчинении – отделы приемки, хранения и экспедиции. Если РЦ крупный, то у отделов могут быть руководители. На размер штата в РЦ влияет объем товарооборота и количество строк/штук товаров на приемке и отгрузке. Рассчитываются нормативы по операциям в строках/штуках. Исходя из нормативов определяется потребность в персонале и оборудовании по участкам РЦ. Люди, которые являются "мозгами" в управлении товарооборотом, как правило находятся в офисе в отделе логистики и подчиняются руководителю отдела. Если у компании крупный товарооборот, большой РЦ и большое количество торговых точек, то над руководителем РЦ и руководителем отдела логистики может быть директор по логистике. Отдел логистики отвечает за заказы, объемы запасов, наличие товаров в торговых точках и их оборачиваемость. При наличии своего РЦ и правильно организованных процессах (пополнение по фактическому потреблению) одного логиста, как правило, достаточно для управления 100 000 SKU товаров в торговых точках. При этом, один логист, управляющий товарооборотом РЦ, может иметь в управлении до 4000 SKU товаров.Показатели эффективности службы логистики
В общепринятой практике принято измерять эффективность службы логистики в т/км (при транспортировке) либо ед./чел/час (на складе при обработке заказа). Но есть показатель, который никто не считает, однако если его нет, никто не может понять до какой степени можно экономить затраты. Этот показатель – надежность, который конвертируется в маржинальную прибыль. Если служба логистики принимает решение, что нужно повысить эффективность с т/км и, и скажем, реже возить товар, то нужно следить за тем, как это повлияет на показатель надежности (наличия) портфеля товаров в торговой точке. Если он существенно ухудшится, то все решения, связанные с экономией затрат, являются не обоснованными. Я не говорю, что нужно возить груз во все торговые точки каждый день на расстояния в 300 км. Но если мы возили раньше 3 раза в неделю в ТТ, а потом вдруг стали возить 2 раза, а при этом в торговой точке наличие товара ухудшилось с 3-5% отсутствующих SKU до 10-20%, и при этом упала маржинальная прибыль, значит мы могли принять неправильное управленческое решение. По моему убеждению, к классическим показателям, которые нацелены на затраты, необходимо добавить еще показатель, который будет отражать надежность. Тогда вы всегда сможете сопоставить дельту экономии операционных или логистических затрат с дельтой улучшения или ухудшения надежности и маржинальной прибыли.
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку
© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
2002-2024. Всі права захищені

Партнер ЕВА