Як збільшити оборот аптечної мережі
Олександр Соколенко
Старший консультант, менеджер проектів
Игроки розничного фармацевтического рынка давно обратили внимание на некоторые аптечные сети, чьи результаты значительно опережают среднерыночные. Например, показатель оборачиваемости у киевской «Аптеки гормональных препаратов» (АГП) по последним данным равен 20-25 дней, в то время как среднерыночный – 30-50 дней запасов в аптеке. Кроме того, не секрет, что данная сеть воспринимается конечными потребителями и страховыми компаниями как надежный партнер, в аптеках которого всегда все есть и не будет необходимости перезаказа в другом месте. Еще один пример – одесская аптечная сеть ПАО «Фармация». Третий год подряд она демонстрирует стабильный рост продаж и EBITDA, и все это на высоко конкурентном южном аптечном рынке, где количество аптек на душу населения является одним из наиболее высоких в стране (1 торговая точка на 2050 человек). Как же им удалось добиться таких позиций на рынке, благодаря каким изменениям? Начнем по порядку…
У всех проблем – всего один корень
При детальном анализе у каждой аптечной сети всегда найдется не один десяток проблемных вопросов (или т.н. «нежелательных явлений» – НЖЯ), мешающих ей достичь цели бизнеса – увеличение прибыли. Вот лишь некоторые из низ (уверен, что многие узнают себя):- низкие продажи;
- падение трафика;
- низкий средний чек;
- высокий уровень товарных запасов;
- не выполненные поставщиком заказов;
- дефектура по некоторым препаратам;
- отсутствие востребованных покупателем позиций в ассортименте аптеки;
- жалобы клиентов на сервис;
- долгий период окупаемости инвестиций в новые аптеки;
- падение наценки;
- низкая операционная прибыль и др.
- по ТОР-препаратам поддерживаем низкие цены, по остальным – увеличиваем наценку;
- при отсутствии товаров пытаемся предложить аналоги или заменители;
- не держим в ассортименте дорогие препараты и предлагаем доставить их под заказ;
- товары с низкими продажами/маржой выводим из ассортимента, даже если потребители их иногда покупают, хотя при этом по дорогой косметике на полке может стоять несколько кремов с продажами 1 шт. в 2-3 месяца, но от производителя получаем бонусы.
- расположение аптеки;
- сервис;
- цена;
- широкий ассортимент и его наличие в аптеке.
Какова реальная дефектура рынка?
Большинство аптечных сетей считают, что их текущий уровень дефектуры равен «средней температуре по больнице» и не превышает рыночные 5-10%. Опыт наших проектов с крупными аптечными сетями показывает, что это далеко не так. Реальная дефектура аптек может достигать 15-30% от SKU. Почему так? Добавьте к дефектуре рынка следующие цифры: процент товаров, которые находятся с запасом в 1 шт. и после их продажи как минимум (в лучшем случае) 1-2 дня отсутствуют в аптеке; несвоевременное/не полное выполнение заявки поставщиком (особенно НДС товаров, которые аптеки не могут заказывать каждый день); резкие колебания спроса на товары с запасом 2-4 шт. (а это еще 30-40% ассортимента). Суммировав эти данные вы получите не 5-10%, а 15-30% дефектуры. При этом аптеки, научившиеся работать с 15% дефектуры, серьезно урезают ассортимент «не надежных» товаров и поставщиков. Как при этом объяснить потребителю, что поставщик или товар «не надежен» и препарат, который ему нужен, сейчас отсутствует? Выходит, что 15-30% дефектуры, это только в рамках того ассортимента, который вы держите (4-7 тыс. товарных позиций в аптеке). Добавить к нему еще что-то из 20 тыс. товарных позиций лекарственных средств, присутствующих на рынке, вы просто не можете, т.к. денежные средства, связанные в запасах, ограничены. Вот и учатся заведующие аптекой и первостольники создавать такой «сервис», при котором они вынуждены предлагать клиенту замену, продавая ему то, что он не спрашивал.Пошаговое руководство: как построить конкурентное преимущество для аптечной сети
Первый шаг – научиться пополнять текущий ассортимент, востребованный рынком, с очень высокой надежностью и достичь дефектуры в аптеке на уровне 3-5% (у большинства аптек этот показатель держится на уровне 15-20%). Это станет возможным при наличии 3 необходимых условий:- наличие центрального склада;
- пополнение на основе фактических продаж;
- очень быстрые операционные процессы, чувствительные к спросу в течение дня.
- Во-первых, он защищает аптечные сети от ненадежности поставщиков. Например, поставщик не привез несколько препаратов, привез не полное количество, приехал вовремя, привез не тот срок годности или не по той цене. Представьте, что Вам необходимо контролировать 5000 SKU в 50 аптеках по 50 поставщикам = 250 000 точек контроля. Если у вас есть ЦС, он защитит ваши запасы, а ненадежности поставщика не отразится на работе аптек. Если ЦС нет, то вам придется заставить 50 поставщиков своевременно и в полном объеме привозить все товары во все 50 аптек в разных городах. НЕ простая задача, не так ли?
- Во-вторых, центральный склад позволяет ежедневно отгружать в аптеки весь ассортимент товаров (включая «НДС товары», которые поставщики ежедневно не доставляют). Таким образом, вы не допускаете отсутствии товаров с запасом 1-4 шт. по тем поставщикам, которые не ездят каждый день.
- В-третьих, состав позволяет более точно прогнозировать спрос. Спрос на конкретный препарат в конкретной аптеке очень не стабилен. Сегодня товар продан в одной аптеке, завтра – в другой, сегодня продана 1 штука, завтра – 3. Если вы захотите создать действительно надежный запас в каждой из аптек с дефектуры не выше 5%, то вам потребуются значительные инвестиции в запасы. Этого можно избежать, если накапливать прогнозный запас не в аптеках, а на складе, и каждый отгружать товары в те точки, где по этим позициям были продажи. Таким образом, вы добьетесь исключительной надежности в каждой из аптек.
- Если потребитель спросил товар, которого нет в ассортименте аптеки, но он есть на центральном складе и в ассортиментах аптек сети, то он автоматически добавляется в ассортимент аптеки.
- Периодически проверяем наличие ТОР-списка товаров в ассортиментах всех аптек.
- Если потребитель спросил товар, которого нет в ассортименте сети 2 раза за 10 дней, то он добавляется в ассортимент аптеки.
- Все новинки, в том числе введенные под давлением брендов, в течение 3 месяцев находятся в тестовой группе и не удаляются из ассортимента.
- Если товар не потреблялся во всей сети 30 дней, то он выводится из ассортимента всех аптек.
- Если товар без движения в аптеке 60 дней (90 для НДС), то он удаляется из ассортимента аптеки.
- При удалении товаров из ассортимента проводится проверка, не осталась ли пустой категория и вводится замена из ТОР аналогичных товаров в категории по данным других аптек сети.
- Также, если у вас есть товары, которые имеют маржу выше 50%, вы можете использовать для проверки вывода дополнительный показатель ROI (возврат на инвестиции, вложенные в запасы). Если товар без движения 30-60 дней, но сгенерировал ROI 60 коп. на 1 грн. в запасах, то он может остаться в ассортименте.
Когда ожидать результаты
Когда будет снято ограничение (решен корневой конфликт), запас и оборачиваемость внутри сети станут оптимальными, бизнес все меньше будет «требовать» денежные средства. В то же время, сэкономленные оборотные средства можно будет направлять на расширение ассортимента либо на открытие новых объектов. Следующей задачей станет доведение до максимума прибыли на каждую вложенную гривну. В описанных мною в самом начале примерах, «Аптека гормональных препаратов» находится на Шаге №3 – они занимаются вводом новинок в ассортимент аптек, тестируют их и удаляют те, чьи целевые показатели не достигаются. Описанный мною в данной статье подход к управлению аптеками называется Теория ограничений (ТОС). Более детально с ним можно ознакомиться в книге «Я так и знал!» Элияху Голдратта, автора и основателя данной бизнес-философии. Он учит нас фокусироваться только на том, что действительно ставит под угрозу наличие товара в аптеках. Например, переход на ежедневное пополнение поставщиками центрального склада однозначно увеличил бы количество позиций заказов и операций приемки на центральном складе. Однако если ввести процедуру ежедневного пополнения по системе Динамического управления буфером, этого не происходит, а надежность относительно наличия товаров улучшается. К тому же, внедрение ТОС в аптеке дисциплинирует поставщиков: они привозят заказ вовремя, меньше заинтересованы в отказах (иначе аптека начнет работать с другим дистрибьютором). Теория ограничений Голдратта на самом деле очень проста, но для ее успешного внедрения в компании необходимо желание и готовность топ-менеджмента принять принципы ТОС и поддержка департамента программного обеспечения (ІТ-отдела). Переход на ТОС – это фактически переход на новую парадигму бизнеса. А «сломать» сложившиеся стереотипы, правила и процедуры – всегда непросто. Обычно 80% усилий уходит не на разработку и внедрение системы, а на убеждение команды аптеки в том, что изменения, связанные с внедрением ТОС, действительно необходимы. Пока не появятся первые результаты, очень велика вероятность «расфокусировки» персонала, отступления от основной линии компании. Например, цель аптеки – заказ товара по фактическому потреблению, и вдруг на каком-то этапе категорийный менеджер принимает «полезное» (как он считает) решение – закупает партию препаратов по «выгодной» акционной цене. А тот факт, что данный продукт в этот момент времени не нужен сети в таком количестве и прогноз его продаж может оказаться не точным, менеджер не учитывает. Что имеем в результате? Нецелевые расходы и избыточный запас препарата. Ситуация в корне меняется, когда «маховик» уже запущен. Так, восприятие коллективом аптеки изменений становится более продуктивным примерно через полгода после старта проекта.
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку
© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
2002-2024. Всі права захищені
Партнер ЕВА