ОСНОВНИЙ АКЦЕНТ Досвід управління прибутковістю компанії в умовах невизначеності

Эффективно управлять затратами, доходами и выручкой, а также значительно повышать потенциал бизнеса позволяет постановка процессов управления прибыльностью. Менеджеры должны вырабатывать управленческие решения, базируясь на доходности заказчиков, продуктов и услуг, каналов сбыта, регионов или партнеров. Необходимо четко понимать, что служит основным и эффективным источником дохода.

В связи с усилением конкуренции на фоне уменьшения емкости рынков сбыта менеджеры во всем мире сегодня уделяют повышенное внимание процессам управления прибыльностью и определению источников эффективных доходов. На сегодняшний день функция определения прибыльности, анализа доходности, ее эффективности в зависимости от заказчика, внутренних процессов и средств управления является основным фактором достижения успеха в любой отрасли.

Правильно ли компания наладила работу с поставщиками? Способны ли менеджеры определить, какие продукты лучше всего продаются? Известно ли, какие заказы и клиенты для компании наиболее прибыльны? Какие продукты, услуги необходимо развивать, а какие закрыть? Насколько эффективно используются ресурсы компании? Ответы на эти вопросы дадут основание для принятия управленческих решений, повышающих эффективность бизнеса и его фундаментальных основ.

И прибыль, и рост

Теория и практика бизнеса в настоящее время показывают, что ожидания компаний прошли коррекцию в связи с кризисом, вследствие чего произошло смещение фокуса со стратегии роста и увеличения оборотов на управление прибыльностью. Наша компания не стала исключением: концепция управления прибыльностью сейчас доминирует над стратегией расширения и увеличения оборота. Однако следует понимать, что задание увеличивать обороты тоже никто не отменял. Правда, при этом показатели прибыльности приобрели особое значение. В связи с этим наша компания, например, реорганизовала собственную деятельность для увеличения прибыльности отдельных бизнес-единиц. В рамках этой реорганизации был завершен начатый еще до кризиса процесс перевода операций с дочерних предприятий на ОАО «Концерн Хлебпром». В результате мы получили более эффективные процессы управления доходами и затратами, а также алгоритмы определения прибыльности отдельных производственных единиц. В нашей компании анализ прибыльности занимает особое место в управлении, но и рост продаж все еще является приоритетным заданием. А вот стратегия интенсивного расширения была в основном приостановлена.

Прогноз прибыли рассчитывается преимущественно на основе бюджетных моделей и финансовых моделей для расчета затрат и доходности в среде MS Excel. Полноценная ERP-система на нашем предприятии пока не используется. Тем не менее мы развиваем процессы автоматизации на базе программного обеспечения 1С за счет специфических разработок и надстроек в этой бухгалтерской программе. Инструментами для планирования и измерения прибыльности являются специальные отчеты, формирующиеся на фактических бухгалтерских данных и моделях, заложенных в бюджет. Исходя из вводных по продажам, цен, затрат по модели определяется прибыль на будущий период. Выбор этих инструментов обусловлен спецификой выпускаемой продукции. В связи с географическими и временными ограничениями (продукт имеет очень короткий срок жизни в глазах конечного потребителя – шесть-восемь часов) для рынка хлеба, планируя от обратного, достаточно сложно быстро увеличить продажи для достижения целевого уровня прибыльности. В связи с кризисом наши принципы не были изменены, только незначительно откорректированы: если нас не удовлетворяет уровень прибыли, рассчитанный по модели, то мы более тщательно анализируем возможности сокращения затратной части бюджета.

Функцию измерения прибыльности по факту выполняют подотчетные бухгалтерские документы (они были незначительно откорректированы в связи с кризисной ситуацией). Для анализа прибыльности в компании мы используем факторный маржинальный анализ как для продаж в целом, так и для отдельных продуктов.

ОАО «КОНЦЕРН ХЛЕБПРОМ»
Ведущая компания по производству хлеба, объединяющая 14 хлебозаводов и 3 комбината хлебопродуктов, которые находятся в Львовской, Ивано-Франковской, Винницкой, Ровенской и Черкасской областях. Собственная розничная сеть продовольственных магазинов формата convenient store («магазин по соседству») торговой марки «Хлебная хата» в регионах насчитывает 108 магазинов. Доля на рынке хлебопродуктов Украины составляет 7,4%.

Если продукт не покрывает переменные затраты, то мы от него откажемся, а если покрывает переменные и хотя бы часть постоянных, то, возможно, будем производить. Это зависит также от других факторов. На сегодняшний день мы рассчитываем показатели прибыльности по всей компании, а также детализируем на уровне бизнес-единиц и по продуктам. Имея возможность наблюдать ERP-систему в действии, мы пришли к выводу, что очень важно точно сформулировать и представить все цели и задачи, чтобы свести к минимуму повторные процедуры перенастройки системы. Актуальным для нас сейчас является определение и конкретизация своих потребностей в информационном обеспечении и формирование адекватного технического задания для тех же разработчиков ERP-систем. Мы пытаемся получить необходимый опыт в работе с более простыми программами и моделями.

Основа для управленческих решений

В настоящее время показателям прибыльности уделяется больше внимания, чем в докризисный период. Плановые и фактические показатели прибыльности, анализ которых осуществляет финансовое управление, несомненно, учтены в каждом отдельно принятом решении топ-менеджмента. Разумеется, они реже используются для принятия каждодневных решений, так как недостаточно показательны в коротком промежутке времени. Хотя в компании разработаны отчеты, которые дают ориентиры по показателям прибыльности даже на ежедневной основе. Главный принцип их формирования – маржинальный анализ текущих продаж в разрезе производственных подразделений. Они могут быть также использованы руководством на высшем уровне для принятия стратегических решений. Однако, на мой взгляд, намного информативнее данные в динамике на протяжении определенного периода, то есть анализ исторической прибыльности.

Основные возможности для улучшения процессов и практики анализа прибыльности я вижу в направлении повышения точности прогнозов и итоговых результатов анализа. Например, было сокращено время на проведение документов по бухгалтерской базе, из которой, собственно, и формируются отчеты по анализу прибыльности. Соответственно изменилась периодичность и повысилась точность итоговых отчетов по прибыльности. Если раньше мы могли утверждать, что достаточно точным может быть только месячный, а еще лучше – квартальный отчет, то в текущее время таковыми являются недельные.

Подобные процедуры применимы также на более глобальном уровне, в том числе в сфере прогнозирования. Периодичность предоставления данных была улучшена в том числе и за счет добавления некоторых ежедневных отчетов. Положительной стороной такого процесса является сокращение времени реакции компании на разные изменения. В современном информационном обществе это особенно важно. Помимо этого, разрабатываются еженедельные отчеты и отчеты со стандартной периодичностью: за месяц, квартал, год. Вовлеченность сотрудников в процесс анализа прибыльности и способность использовать эти данные в своей работе можно совершенствовать до бесконечности, и значимость результатов трудно переоценить. От этого напрямую зависит гибкость организации как структуры и соответственно ее успешность на рынке. Однако тут необходимо поддерживать баланс между затраченными усилиями на оптимизацию аналитических процедур и добавленным эффектом от их применения.

Результаты анализа прибыльности принимаются за основу в разработке долгосрочной стратегии. Но в нашей отрасли долгосрочные планы подвержены рискам из внешней среды – как государственному регулированию, так и изменениям в стоимости энергоресурсов и сырья. Поэтому для принятия стратегических решений одних лишь показателей прибыльности недостаточно. Также кризис повлиял на доступность финансовых ресурсов, поэтому, кроме прибыльности, в последнее время много внимания уделяется анализу денежных потоков и показателям ликвидности компании.

Все за одного

Качество прогнозов прибыльности и достижение фактических результатов является не только вопросом финансовой функции или автоматических систем, но и задачей для других служб предприятия. Например, прогнозирование цен на сырье в нашей компании – задача операционной дирекции. Это естественно и логично, так как финансовая функция не может единолично отвечать за результативность всех аспектов деятельности компании. Подразделения и департаменты, работающие непосредственно с элементами формирования этих результатов, лучше чувствуют их и подключены к процессам постройки финансовых моделей. Базовые модели наработаны годами и не очень изменяются – дорабатываются только детали. Процесс наполнения годовых моделей исходными показателями обычно начинается в сентябре. Основная необходимая исходная информация определена так, что большинство служб предприятия имеют возможность работать над своей частью данных параллельно. Ответственность за составление окончательной модели лежит на финансовой службе. Она внедряет в модель полученные исходные результаты, просчитывает зависимые данные и проверяет ее на отсутствие конфликтов. Привлечение всех служб предприятия важно и для правильного отображения фактических документов, и для улучшения качества прогнозов. Прогнозные данные пересматриваются раз в месяц, как и в докризисные времена. Это связано с государственным регулированием, плановыми калькуляциями и проч. Пока мы не считаем целесообразным сокращать этот период.

В принципе, текущими результатами прогнозирования и анализа прибыльности мы удовлетворены и оцениваем их на твердую «четверку». Правда, есть нюансы, которые можно улучшить. Однако и сделано в этом направлении немало: как минимум обеспечена своевременная информативность и достоверность данных в процессе управления.

 
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку

© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
Партнер ЕВА