Виправляємо помилки обліку. Основні помилки при формування звітності та перевірені шляхи їх усунення
Іван Пустовіт
Керівник практики трансформації
Основные требования, которые сегодня компании выдвигают к системе учета, следующие:
- достоверность данных;
- оперативность получения (минимальная дискретность) данных;
- оперативность формирования финансовой отчетности за период (желаемо, не позднее 5-го числа);
- возможность формирования финансовой отчетности в течение отчетного периода;
- гибкость автоматизированной системы учета и возможность самостоятельного управления финансовой структурой, статьями и т.д.;
- обеспечение консолидации отчетности, учета внутренних оборотов;
- скорость достижения результатов.
Система мотивации и дискретность данных
Первичную информацию, как правило, вносят непосредственные «собственники» управленческих процессов компании. В зависимости от ее типа и специализации, существует одна или максимум две точки учета, которые обеспечивают 80% первичных данных. Для компаний, работающих с физическими продуктами (не услугами) в подавляющем большинстве случае это – склады, производство и продажи. Поэтому именно от качества организации учета в данных подразделениях зависит 80% результата (как правило, именно в данных подразделениях работают самые «важные и занятые» сотрудники компании). При этом немаловажным фактором, который влияет на действия персонала, в т.ч. и в отношении учета, является система мотивации. Часто показатели измерения качества работы помогают возникновению конфликта между «важным» и «срочным» (В иС конфликт). Рассмотрим проблему на конкретном примере. Одно из торговых подразделений компании самостоятельно осуществляет закупки, содержание своих складов и запасов, продажи и контроль собственных затрат. Оценка осуществляется по зарабатываемой прибыли с учетом покрытия распределенных на него административных затрат. Кроме того, подразделение отчисляет головному офису процент за использование вложенных в него инвестиций (которые в свою очередь оборачиваются в запасах) и должно контролировать возврат денег (уровень дебиторки). Набор показателей и действий для их достижения приведен в таблице 1.Таблица 1. Набор показателей и действий для их достижения торгового подразделения компании
Наличие противоречивых показателей ставит исполнителей в конфликт между действиями. И, чтобы не игнорировать ни одно из них, они вынуждены принимать компромиссные решения – решения, которые не удовлетворяют полностью ни один из показателей или ни одну из потребностей. Следовательно, достичь поставленных целей в полном объеме не представляется возможным, хотя для этого прилагаются значительные усилия. Как ни странно, но это может сказываться и на качестве учета. Почти все компании в той или иной мере сталкиваются с несоблюдением основного правила ведения учета – своевременности и полноты внесения первичной информации, поскольку далеко не всегда осознают, как своевременность учета может, например, негативно влиять на уровень запасов в системе. При внимательном рассмотрении причинно-следственной логики действий становится понятно, что сотрудники компании вынуждены, привыкли или им просто «разрешено» нарушать правила. Причин, которые в основном объясняют последствия, может быть озвучено много: необходимо выполнять показатели оценки, некому осуществить изменения, обязанности часто недостаточно формализованы и т.д. Схема 1. Фрагмент дерева причинно-следственных связей действий менеджмента и персонала торгового подразделенияНекоторые причины и их следствия
1. Часто учетные операции выполняются по остаточному принципу
Когда сроки внесения документов не регламентированы, отсутствуют механизмы закрытия для редактирования и дальнейшей корректировки, то документы будут создаваться партиями. Более того, большая их часть будет внесена незадолго до закрытия учетного периода. Это легко проверить, если есть возможность проследить за фактическим временем работы бухгалтеров, контролеров – тех, кто отвечает за корректность данных. Но и после внесения документов, как правило, в течение еще 1-2 недель они будут корректироваться. Если прибавить этому то, что к концу периода может возрастать давление по выполнению планов, то конфликт приоритетов усиливается, количество ошибок возрастает (см.схему). Последствия.- В большинстве случаев менеджерам удается сформировать цену продажи без проведения всех затрат и приходов. Но иногда ошибки неизбежны, а их влияние будет известно не скоро – только после закрытия периода.
- Нарушение хронологии документооборота и наличие в учете ТМЦ отрицательных остатков (чаще всего, это связано с тем, что документы по оприходованию товара вносятся с опозданием).
- Получить какую-либо достоверную оценку деятельности компании в течение периода становится невозможно.
- Иногда пользователи выполняют операции не верно, не соблюдая необходимой последовательности и т.п.
- операции, которые не применяются – никто так и не смог назвать необходимость их применения;
- применение операций в ранее не предусмотренных случаях – существующие операции применяются в тех случаях, которые не были предусмотрены при их разработке;
- неправильно примененные операции – такие операции предусмотрены, но их необходимо осуществлять с помощью других шаблонов;
- правильно выполненные операции.
2. Установленные сроки закрытия учетного периода достаточно велики и часто еще и затягиваются
Если данные за прошлый месяц приобретают объективность после 5-10 числа уже нового месяца и вопрос «Когда будут готовы отчеты?» возникает, то сроки велики, и они не всегда выдерживаются. Какова ценность принятия решений на основании информации, которой 1-1,5 месяца? Как правило, не ранее 15 числа следующего месяца на основе учетной информации можно формировать отчетность. Немаловажным еще является величина погрешности, которая допускается. Стоит ли искать $10 тыс. при обороте более $10 млн.? Не стоит выделять для формирования оперативной отчетности много времени, чем это того требует. Иначе в большинстве случаев ее формирование будет откладываться на последний момент. Последствия- Наличие большего числа ошибок при массовом проведении документов.
- Для внесения корректировок остается не так уж много времени и финансистам приходится идти на компромисс и формировать отчетность с осознанием того, что часть данных для них до конца не прозрачна и будет корректироваться в будущем периоде. А если учесть, что это происходит не ранее, чем через 15 дней после отчетного периода, то учетные данные обретают достоверность где-то через 1-2 месяца.
- Получить оперативную отчетность не представляется возможным, т.к. для нее не хватает достоверных данных.
- в пакете отчетности есть формы, которые кто-то когда-то просил, но более 1 раза не смотрел, а специалисты продолжают ее формировать;
- иногда для 1-2 производных показателей формируют отдельные отчеты, в то время как их можно вывести справочно в какой-либо основной форме.
3. Отсутствие или недостаточная проработка некоторых участков учета.
Продолжим рассмотрение примера о продажах, приведенного выше. Почему отгрузка может быть произведена во время разгрузки (до оприходования товара) уже понятно – на это направлена система мотивации. Но потом приходный документ может не учитываться еще достаточно длительное время. Для оптовых компаний, особенно с нештучным товаром, это особенно актуально. Последствия- Отрицательные остатки.
- Некоторые операции не находят отображения в учете и не могут быть проконтролированы.
- Объективность данных снижается, поле для злоупотреблений расширяется.
Таблица 3. Вариант учета претензии при ВЭД, когда претензия возмещается скидкой на следующую партию поставки
Консолидация финансовой отчетности и внутренние обороты
Можно выделить два случая, когда финансовый директор может столкнуться с необходимостью консолидации отчетности: консолидация отчетности по центрам доходов компании и консолидация в рамках группы компаний. Консолидация легко поддается автоматизации на основании стандартных методик, описанных во многих источниках, в т.ч. и стандартах МСФО. Учет в отдельной компании и по всем ее центрам доходов ведется в единой информационной базе, и организовать консолидацию можно с помощью дополнительных счетов. Приведу пример, как может выглядеть шаблон операции внутренней продажи ТМЦ (таблица 4). Таблица 4. Пример проводок внутренней продажи Использование забалансового счета исторической себестоимости оправдано только в том случае, если политиками компании не предусмотрен доступ к ней Центра доходов (продавца). Именно в этом случае Забалансовый счет исторической себестоимости необходимо вести на отдельном балансе и не отображать в балансах Центров доходов, участвующих в операции. Историческая себестоимость в данном случае – себестоимость, по которой товар был списан с баланса Центров доходов (продавца). Каждая операция по забалансовому счету исторической себестоимостью ведется в аналитике по Центру доходов и товару. Оприходование товара на Центр доходов (покупатель) осуществляется отдельно. Дальнейшие операции у Центра доходов (покупателя) с товаром, приобретенным по внутренней продаже, также должны вызывать движение по исторической себестоимости на забалансовом счете. Сложности могут возникнуть в том случае, когда необходимо консолидировать отчетность отдельных компаний, которые не объединены одной ИТ системой. Существует два направления решения: 1. Консолидация данных на уровне транзакций. Консолидация осуществляется на основании главных книг компаний, которые должны быть обработаны определенным образом с помощью специализированного ПО собственной разработки или стороннего разработчика. Преимущество данного метода – возможность детального разворачивания итоговых отчетов до уровня транзакции. Недостаток – время, которое требуется на подготовку и обработку данных. Количество транзакций только по одной компании за год может быть значительно (от 500 тыс.). А т.к. результат консолидации можно оценить только по завершению обработки, то исправление хотя бы одной ошибки, потребует повторного запуска. 2. Консолидация итоговой отчетности компаний с корректировками отдельных статей. Для корректировки статей необходимо использовать таблицы, в которых в каждой из компаний должно отображаться движение ТМЦ, связанное с оборотами внутри группы компаний. Данный метод также более приемлем в случае использования отдельной базы данных для каждой компании группы. Преимущество данного метода – скорость получения итоговых отчетов значительно выше, т.к. формирование таблиц может осуществляться параллельно на каждой из компаний, и обработке подлежат только отдельные статьи и аналитики. Недостатки – обеспечить детализацию в консолидированных отчетах не удастся, т.к. большая часть данных будет получена путем суммирования итоговых значений по компаниям. При необходимости показатели отчетов могут быть расшифрованы только дополнительными оборотными ведомостями. Таблицы 5 и 6. Пример таблиц для фиксирования внутренних оборотов, связанных с продажей/перемещением активов Обеспечение корректного формирования таблиц 5 и 6 потребует выполнения определенных правил ведения справочников, чтобы на их уровне аналитик можно было отследить историю перемещения ТМЦ, его историческую стоимость и т.д. В случае с внутренними продажами товаров потребуется ведение также 2 таблиц и при их обработке выполнения нескольких арифметических операций. Но в любом случае таблицы должны формироваться по каждой операции и каждому ТМЦ. Таблицы 7 и 8. Пример таблиц для фиксирования внутренних оборотов, связанных с продажей/перемещением товаровАлгоритм расчета корректировок для консолидации:
Шаг 1. Выгруженные данные сопоставляются по коду компании продавца (сопоставление таблиц: Таблица 7. Столбец А, Таблица 8., Столбец А; сопоставление артикулов Таблица 7. столбец Г, Таблица 8. Столбец Б). Шаг 2. По каждому артикулу определяется историческая сс остатка на конец отчетного периода: a) Определить историческую сс остатка: где сумма – по исторической себестоимости. b) Определить сумму остатка по исторической сс: Для формирования отчетности необходимо знать: a) Сколько товара, по какой исторической себестоимости и кому продано Внутригрупповым продавцом: Таблица 7., Столбец Е b) Сколько товара, по какой исторической себестоимости и продано на сторону Внутригрупповым покупателем: Сумма остатка на начало + Таблица 7, Столбец Е – Сумма остатка на конец (показатель ОСТСУММ исс), где Сумма – по исторической себестоимости. c) Остатки товаров у Внутригруппового покупателя по исторической себестоимости (Ф.1) При использовании любого варианта консолидации во всех компаниях следует обеспечить выполнение ряда правил, без которых консолидация не только крайне затруднена, но и часто не возможна:- Единая учетная политика, соблюдение которой обеспечивает однородность учетных данных.
- Единые формы отчетности и порядок их формирования для обеспечения их сопоставимости.
- Унифицированный план счетов и аналитики по счетам.
- Унифицированные прочие справочники (аналитики) (ТМЦ, сотрудников и т.д.) и обеспечение уникальной кодировки для каждой из компаний.
- Установленные правила управления справочниками (аналитиками), чтобы избежать дублирования и пересечения значений.
- Специализированное ПО для обработки таблиц и/или консолидации на уровне транзакций.
«Доходность» внутренних оборотов
Несмотря на то, что разработаны методологии и многие компании осуществляют внутренние обороты с вложенным доходом (не по себестоимости), необходимо очень осторожно подходить к использованию таких операций. Они не создают дополнительного дохода в рамках всей системы и, в таком случае, включение в них какой-либо наценки является бессмысленным. Ситуация усугубляется, если отдельные Центры доходов мотивируются от результатов собственной деятельности (например, прибыли). Было бы не логично в их результат включать доходы, полученные от внутренних операций. Иначе сначала в учете отображаются операции с вложенным доходом, а потом разрабатываются механизмы его изъятия при формировании отчетности. Не говоря уже о возможных последствиях, связанных с усложнением системы управления: с большой ли охотой отдельный Центр дохода, оцениваемый по его собственной прибыли, захочет передать другой компании группы свои ТМЦ по себестоимости, даже в то время как последний может их реализовать по большей цене? Вряд ли!
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку
© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
2002-2024. Всі права захищені
Партнер ЕВА