Промінь світла у темному царстві
Андрій Колотов
Партнер, Керівник практики ТОС
Элия Гольдратт – основатель консалтинговой компании Goldratt Group и консультант множества транснациональных корпораций (General Motors, Motorola, Intel Corp, Proctor & Gamble, NV Philips, Boeing). Мировую известность приобрел как автор научных концепций ТОС, действенное видение, система мыслительных процессов, метод критических цепочек, за счет применения которых, по его словам, компания может превратить за 4 года годовой оборот в прибыль. Автор книг «Цель» (мировой бестселлер с 1984 г., входящий в перечень лучших книг по менеджменту всех времен), «Цель 2. Дело не в везении», «Критическая цепь», «Синдром стога сена», «Гонка», «Что такое Теория Ограничения Систем», «Необходимо, но не достаточно». Его произведения переведены на 27 языков мира, а их совокупный тираж превысил 5 млн. экземпляров.
Высокий старт
Управленческие новации
В каждой из областей приложения ТОС ее подходы существенно отличаются от общепринятых, твердо базируясь на здравом смысле, и предоставляя четкие причинно-следственные связи в качестве доказательства. Например, в финансах ТОС в первую очередь призывает «зарезать» священную корову под названием «учет и распределение издержек на единицу готовой продукции», называя ее врагом продуктивности №1, а также апеллируя к факту, что авторы концепции продакт-костинга призывали рассматривать полученные цифры только как приближение и искусственную оценку ситуации. Здесь нелишне заметить, что концепция продакт-костинга появилась в те далекие времена, когда сырье и материалы составляли около 85% в себестоимости готовой продукции. В наше время 85% не найдешь даже у лидеров материалоемких отраслей. В среднем этот показатель колеблется от 20 до 60% в зависимости от отрасли, в то время, как продакт-костинг живет и здравствует, снабжая менеджмент предприятий ошибочными данными для принятия решений. Для решения проблем производства ТОС предлагает отличный от общепринятого подход. Если большинство твердо убеждено, что производственные ресурсы должны быть использованы с максимальной загрузкой, то Голдратт выдвигает другой постулат: для того, чтобы обеспечить рентабельное и выполняющее заказы в срок производство, необходимо чтобы большинство производственных ресурсов простаивало время от времени. Кстати, управление производством с помощью ТОС позволило компании General Motors достичь гораздо лучших показателей времени выполнения производственных заказов, и за сроки, существенно меньшие, чем у компании Toyota. А президент Toyota сделал книгу «Цель», которая описывает подходы ТОС в управлении производством обязательным к прочтению для всего менеджмента компании. Базовой концепцией ТОС для маркетинга является так называемое «предложение мафии». Как следует из определения, «предложение мафии» – это то предложение, от которого клиент не может отказаться. Да и само разделение маркетинга и продаж звучит просто и логично в трактовке ТОС. Маркетинг это та функция, которая разбрасывает приманку для уток, а продажи – это охотники, которые стреляют по сидящим уткам. Кроме того, в управлении дистрибуцией и логистикой ТОС в противоположность общепринятым правилам о том, что запасы необходимо хранить как можно ближе к потребителю, говорит, что для максимального использования покупательского спроса, запасы должны храниться как можно ближе к производству. И, конечно же, трудно переоценить вклад ТОС в инструментарий управления человеческими ресурсами. В нашу эпоху «делегирования» полномочий мало кто задумывается о множественных расхождениях между обязанностями сотрудника и уровнем полномочий, которыми он наделен. Не говоря о практике украинского бизнеса, где большинство топ-менеджеров имеют полномочия «самостоятельно вымыть руки», находясь под пристальным взором владельцев компаний, не доверяющим полностью свое чадо чужакам, в среднеевропейской компании на одного сотрудника приходится около 15 несоответствий между его обязанностями и уровнем полномочий. Что уж говорить об украинских компаниях, где делегирование часто превращается в спектакль. ТОС в управлении персоналом предлагает действенный и быстрый способ выявления таких несоответствий, без ухода в бесконечные прописывания должностных инструкций. Ну, а стратегические аспекты ТОС и вовсе заслуживают отдельной статьи, поскольку фокусируются на достижении долгосрочных от 5 до 15 лет преимуществ над конкурентами, превращая таким образом большинство стратегий из «долгосрочной ерунды» в четкий и ясный инструмент.Алгебру гармонией
Безумство храбрых
Любая новая концепция, особенно если она касается дел финансовых, как правило встречает яростное сопротивление на этапе внедрения. Однако это не останавливает смельчаков-новаторов, готовых попробовать управленческую новинку на вкус. Участники мастер-класса Гольдратта могли подать заявки на бесплатную разработку и представление «Действенного Видения» – стратегия, которая, текущий оборот компании превращает в прибыль в течение четырех лет – для конкретной компании. Отчаянных генеральных директоров и собственников компаний нашлось 10. Совсем недавно состоялись встречи Др. Голдратта с представителями компаний, для презентации «Действенного Видения». Для одной из компаний такой стратегии не нашлось. Из оставшихся 9 предложение было сделано двум, причем одна из них является признанным национальным лидером по переработке молока. То есть, что отличает подходы ТОС от общепринятых в консалтинговом мире – это ориентация на результат, а не на количество «отгруженных» человеко-часов. 90% гонораров «Голдратт Консалтинг» получает только в случае достижения целевых показателей прибыли. Как ответил Др. Голдратт владельцу одной из компаний на вопрос почему его компании не было сделано предложение: «Для меня Украина является страной повышенного риска. Если я пообещал вам из 4 миллионов прибыли сделать 25 за 4 года, и вдруг сделаю 19, для вас это хорошо, а для меня нет – в случае 19 я не получаю 90% своего гонорара». По моему глубокому убеждению, рано или поздно ТОС станет одним из ведущих подходов к существенному улучшению компаний. Пищевая промышленность является высокоразвитой отраслью, где подходы ТОС могут привести к существенным результатам за короткий промежуток времени. Например для снижения запасов на 30-40%, при одновременном устранении неудовлетворенного спроса, а значит роста продаж, используя подходы ТОС и поддержку менеджмента предприятия понадобится не более 2-3 месяцев.
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку
© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
2002-2024. Всі права захищені

Партнер ЕВА