Точно, як в аптеці. Як збільшити оборотність мережі аптек, знизити нульові залишки та одночасно зменшити товарні запаси
Андрій Колотов
Партнер, Керівник практики ТОС
До недавнего времени большинство украинских компаний существовали в достаточно благоприятных условиях. Высокая маржинальность большинства сфер бизнеса, привычка работать на заемных ресурсах и прочие «факторы комфорта» привели к тому, что лицом к лицу столкнувшись с финансовым кризисом, многие собственники компаний стали близки к паническому состоянию. И совершенно напрасно. Ведь запас прочности у украинского бизнеса достаточно большой. Просто теперь отечественным предпринимателям в гораздо более высоком темпе, чем иностранным коллегам, необходимо учиться эффективно работать в условиях низкой рентабельности и отсутствия кредитов, как со стороны финансовых учреждений, так и партнеров.
Аптечного бизнеса это касается, пожалуй, даже в большей степени, чем представителей других ритейл-форматов. Ведь он, с одной стороны, работает в условиях рынка, с другой – постоянно находится под административным давлением. Для аптечных сетей одним из первых шагов на пути к повышению эффективности работы может стать увеличение оборачиваемости при уменьшении товарных запасов и снижении дефектуры (нулевых остатков). Многие скажут, что одновременное решение этих задач не осуществимо. Но это не так. И в практике нашей компании есть такие примеры.
Вводная
ООО «Аптека гормональных препаратов» – это киевская фармацевтическая компания, созданная в 1995 году. В ассортименте сети имеется группа товаров, относящихся к специализированным препаратам, обеспечивающим население жизненно важными лекарственными средствами, которые не всегда имеются в ассортименте других аптечных учреждений (инсулин, пероральные сахаропонижающие препараты, препараты для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями и патологией эндокринной системы, средства экспресс-диагностики и пр.). В 2000 году предприятием была организована служба доставки медикаментов. Более 7 лет действует первая на Украине интернет-аптека, где можно заказать любой товар из ассортимента сети. Специфика «Аптеки гормональных препаратов» заключается в достаточно широком ассортименте продукции, насчитывающем порядка 7,5 тыс. наименований. Для эффективного управления этим ассортиментом и товарными запасами в компании использовали ABC*XYZ-анализ. То есть на основании статистики продаж за прошедший период по каждой аптеке каждое наименование товара попадало в одну из 9-ти групп матрицы ABC*XYZ-анализа. При этом фактор ABC оценивал прибыльность товаров, а фактор XYZ – стабильность продаж товаров (оба – в порядке убывания).Табл. 1. Элементы существовавшей системы ABC*XYZ-анализ заказа
График 1. Приоритетность заказа товаров в существовавшей системе анализа заказа
Этапы пути
Совместная команда наших консультантов и топ-менеджеров со стороны ООО «Аптека гормональных препаратов» приняли решение пойти путем активного инновационного развития и внедрить подходы ТОС доктора Голдратта. Ведь именно они позволяют удовлетворить две, казалось бы противоположные, задачи дистрибуторского бизнеса: увеличить продажи и одновременно сократить запасы. В рабочую группу со стороны заказчика были внедрены представители коммерческого и финансового отделов, а также департамента программного обеспечения. В качестве элементов решения мы определили следующие пункты:- пополнение центрального склада и аптек на основании фактического потребления
- систему динамического управления буферами (целевыми уровнями запасов);
- расчет размеров первоначального буфера, времени пополнения и потребления для каждого наименования по складу и аптекам;
- оценку необходимых ресурсов (финансовых, материальных, кадровых);
- составление и утверждение новых процедур работы на центральном складе, аптеках, в отделе закупок;
- пересмотр системы заказа товаров у поставщиков;
- обучение сотрудников.
Табл. 2. Таблица контроля остатков товара «Светофор»
Результаты
Сотрудничество Apple Consulting и ООО «Аптека гормональных препаратов» продолжается и сегодня. Но к настоящему моменту уже можно подвести результаты, которые, если честно, не могут не впечатлять. За первый год работы удалось добиться не только перераспределения запасов, но и их сокращения на 30%. Оборачиваемость товара снизилась с 33 до 18 дней, то есть практически в 2 раза. Безусловно, все эти показатели не дают полной картины относительно конкретных финансовых итогов внедрения ТОС. К сожалению, мы не можем раскрывать коммерческую тайну партнера, но о результатах проекта красноречиво скажет тот факт, что он позволил высвободить оборотные средства компании и самостоятельно (то есть без привлечения заемного капитала) открыть очередную аптеку. Для первого года это хороший результат. И он лишь доказывает, что работа над повышением эффективности управления различными компонентами деятельности компании открывает перед отечественным бизнесом интересные перспективы, способные не только «вытащить» ту или иную компанию из лап финансового кризиса, но и вывести ее на качественно новый уровень развития.Табл. 3. Элементы внедренной Apple Consulting® системы заказа товаров
в сети «Аптеки гормональных препаратов»
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01024, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку
© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2024. Всі права захищені
2002-2024. Всі права захищені

Партнер ЕВА