Розничная торговля в Украине в кризис
Юлия Плиева
Партнер и Генеральный директор

У розничных сетей Украины в сложившейся ситуации существует 2 кластера проблем. Один кластер проблем касается всех сетей без исключения. Другой - индивидуален для каждой отдельно взятой отрасли, в которой оперируют розничные сети.

Начнем с единых для всех проблем:

- Конечно же они касаются курсовых колебаний. Это выражается не только в необходимости часто осуществлять переоценку и технически менять ценники на товарах. Девальвация гривны снижает маржу сетей. Ряд компаний пробует увеличивать цены соразмерно тому, как увеличивают их поставщики. Однако на 100% цены не увеличивает никто – не будет продаж. Поэтому каждый поступается своей маржей (вынужден это делать).

- Вне всякого сомнения, ряд розничных сетей испытывает проблемы с денежными средствами для финансирования операционных затрат и запаса. Это связано с «играми» ряда сетей, которые стремились перехитрить инфляцию, впрок закупить товар по более низкой цене (по более низкому курсу), дабы больше на нем впоследствии заработать. Но предсказать точные продажи каждого отдельно взятого SKU невозможно, поэтому у ряда сетей не оправдались ожидания по продажам некоторых видов продукции и поэтому часть денег осталась в нераспроданных запасах. И не только это вызвало сложности с осуществлением оплат поставщиков. Но такие сложности есть. Таким образом, вторая проблема – нехватка оборотного капитала.

- Все без исключения столкнулись с проблемой арендных ставок. Надо отметить, что тут владельцы коммерческой недвижимости ведут себя по-разному. С кем-то удается договориться о разрыве связи ставки аренды и курса доллара. Но не со всеми. Также, надо сказать, что ряд арендодателей, дабы не потерять хоть каких-то клиентов, уже согласны на % от оборота магазина, что устраивает в большей степени сам магазин. Тем не менее, на согласование арендных ставок у сетей в текущем году уходит много времени и часть проблем у сетей по-прежнему находится и в этой плоскости.

- Если временная оккупация Крыма коснулась не всех розничных сетей, то ситуация в Донецкой и Луганской области коснулась каждого и самым негативным образом. Многие сети закрыли на этих территориях свои магазины, потеряв продажи (это если смотреть на ситуацию глобально). На самом деле, кто успел это сделать вовремя, скорее успел спасти свои деньги, вывезя товар. Есть же сети, которые по-прежнему пытаются работать на оккупированных территориях и это создает им огромные сложности, недоразумения и риски. Как иронично с грустью в голосе заметил знакомый нам владелец крупной сети: “Еще недавно мы работали с одной страной – Украиной, а теперь вынуждены работать с четырьмя странами: Украина, Крым, ЛНР и ДНР” со всеми вытекающими сложностями и последствиями.

Из индивидуальных отраслевых проблем для каждой отдельно взятой сферы розницы к вышеперечисленным следует добавить следующие:

- те ритейлы, которые работают в кластере роскоши или сферы моды, испытывают существенное падение продаж, потому как конечный потребитель не только испытывает падение собственных доходов, но и стал консервативен. Соответственно, ювелирный, фешн ритейл испытывают серьезное падение продаж. Часть компаний компенсирует это разницей в курсовых колебаниях, но не значительно.

- компании, предлагающие бытовую и цифровую технику, чтобы поддержать покупателя, вынуждены предлагать беспроцентные кредиты. Все это сказывается на марже сети.

- у аптечного ритейла добавились проблемы, связанные с турбулентностью в фармотрасли Украины (введение НДС, рост цен ввиду огромной доли импортных препаратов), что вынуждает сети пересматривать и шлифовать свой ассортимент в сторону более дешевых отечественных аналогов.

- ряд сетей и вовсе вынуждены приостановить свое развитие (открытие новых магазинов), но мы в этом видим только плюс, поскольку они начали концентрироваться на улучшении операционных процессов, что есть важно и правильно.

Главный фактор, который негативно влияет на розничную торговлю сегодня – это консерватизм покупателя. А возник он не случайно. Доходы населения не увеличиваются, а их покупательская способность снижается. Никто не знает, что будет завтра и даже снятые с депозитов деньги (150 млрд. грн. с начала года) скорее идут в “кубышки” или другие направления сохранения денег, либо конвертации их в более надежные способы. Но надо понимать, что все это следствие глубинных процессов и проблем, происходящих у нас в стране.

Коль скоро у нас есть независящие от розницы проблемы, возникает вопрос – как выжить и работать на прибыль. Тут несколько рецептов, которые необходимо применить в комплексе:

1) обеспечить адекватные арендные ставки (отвязаться от доллара, зафиксировать в гривне, а лучше – % от оборота) – сейчас многие арендодатели сговорчивые.

2) закрыть магазины, которые имеют усугубляющийся операционный убыток магазина (маржа магазина минус операционные затраты магазина). Если данный тренд есть и убыток увеличивается, такой магазин надо закрыть,

3) закупать только тот товар, который гарантировано будет продан. Не играть с девальвацией и не спекулировать. Как понять, как товар будет продан? Разработать и внедрить операционные процессы, позволяющие оперативно реагировать на меняющийся спрос.

4) некоторые компании пытаются максимально перевести свои затраты в разряд переменных (но тут важен баланс – нельзя переборщить),

5) самое главное – тонко понимать потребности потребителя и честно их удовлетворять.

Прогноз до конца года – розницу будет штормить, но практически для всех типов ритейла в Украине ноябрь и декабрь – это исторически сезон, и покупатели все равно будут покупать. Поэтому ноябрь и декабрь для большинства сетей могут стать ложкой меда в бочке с дегтем. Однако говорить о тенденциях для сетевого ритейла на 2015 год вне контекста, каким будет 2015 год для Украины, было бы неправильно и непрофессионально. А тут уже прогноз зависит не только от глубины понимания причин и последствий происходящего, а еще и оптимист ты или пессимист. Я оптимист. Я считаю, что 2015 год будет полон реформ, преобразований (хочется мне так считать) и возможностей. Умные розничные сети используют этот период не только для улучшения собственных бизнес-моделей, а и для расширения своих сетей за счет нерадивых конкурентов и игроков, которым приказано долго жить.

Опубликовано на UBR

 
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку

© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
Партнер ЕВА