Разумная запасливость. Доливаем топливо чаще – едем, как и раньше, но на меньших деньгах, связанных одномоментно в запасах!
Александр Соколенко
Старший консультант, менеджер проектов
Одной из наиболее сложно разрешимых задач логистики, как для торговых, так и для производственных предприятий, является вопрос о том, как снизить уровень запасов так, чтобы это не отразилось на надежности производства и продаж готовой продукции. Многие компании постоянно живут и работают над этой проблемой, но не могут эффективно ее решить. Если держать на складе высокий уровень запасов, это обеспечит постоянное наличие на нем необходимых для производства или продаж ресурсов, а с другой стороны – приведет к замораживанию значительной суммы денежных средств. В сегодняшних условиях это непозволительная роскошь. Но если высвободить денежные средства за счет снижения запасов, тогда качественное наличие товаров, продукции (или сырья и материалов – для производственных предприятий) уйдет в плоскость повышенного риска. Что же делать? Выход есть. Залогом успеха компании должен стать не поиск компромисса, а грамотный подход к процессу управления, позволяющий иметь небольшой запас и обеспечивающий высокую надежность его наличия, ведь именно в ошибках при управлении запасом кроется большая часть утерянных продаж и прибыли.
Простая математика
Ваша система управления запасами должна быть аналогична топливной системе Вашего автомобиля:- Должна быть система, не допускающая избытка запасов свыше установленного целевого уровня – бак автомобиля не позволяет налить топлива больше, чем это необходимо.
- Необходима система учета и мониторинга уровня запасов (зеленый, желтый, красный) – датчик уровня топлива в баке позволяет водителю оперативно отслеживать состояние запаса.
- При попадании стрелки в красную зону запас немедленно пополняется – долив топлива на АЗС.
Рисунок 1
Гибкое управление
Для того чтобы гарантировать, что целевой уровень запасов является адекватным к изменяющемуся текущему потреблению, необходимо использовать инструмент динамическое управление буфером запасов, которое предусматривает периодический мониторинг и изменение размера целевого уровня запасов. Динамическое управление буфером запасов подразумевает установление для каждой позиции требуемого размера запаса (буфера), который пополняется очень часто, согласно реальному потреблению (не по прогнозу, как многие привыкли делать) и изменяется в соответствии с изменениями в потреблении. К примеру, если речь идет о торговом предприятии, то с точки зрения подходов в управлении, весь товар мы бы рекомендовали поделить на две глобальные группы:- динамически управляемый товар (есть в постоянном ассортименте, буфер изменятся в зависимости от колебания спроса);
- подзаказной товар (нет в постоянном ассортименте, заказывается индивидуально под клиента или хранится в очень небольшом количестве на центральном складе и доставляется в филиалы или торговые точки при поступлении заказа от клиента).
- красная зона = от 0 до 1/3 от целевого уровня запаса по номенклатурной единице, сигнализирует о том, что запаса недостаточно; если в течение времени пополнения запас слишком долго находится в красном, то целевой уровень необходимо увеличить (см. Рис.2). Слишком долго определяется в зависимости от уровня сервиса, который вы хотите предоставить клиенту. Практика показывает, что для большинства отраслей, увеличение запаса на 1/3 от целевого уровня является достаточным;
- желтая зона = от 1/3 до 2/3 от целевого уровня, оптимально, если ваши запасы будут постоянно находиться в этой зоне; целевой уровень установлен корректно, запасы пополняются своевременно и обеспечивают высокий уровень надежности в потреблении;
- зеленая зона = от 2/3 до 3/3 от целевого уровня, сигнализирует о том, что запаса с избытком; если запас в течение времени пополнения слишком долго и глубоко находится в зеленом, то целевой уровень необходимо уменьшить (см. Рис. 3). Практика показывает, что для большинства отраслей, уменьшение на 1/3 от целевого уровня является достаточным.
Рисунок 2
Рисунок 3
Периодичность пополнений
И снова вернемся к автомобилям. Расход топлива, в течение недели, как и управление запасом, зависит от большого количества факторов:- Базовых параметров эффективности работы системы (автомобиля): тип двигателя, его объем и мощность;
- Подходов и методов, применяемых для управления системой (манера езды водителя): динамика разгона и частота торможения, средняя скорость;
- Внешних факторов, влияющих на систему (автомобиль): пробки в городе; состояние дорожного покрытия, количество и надежность светофоров на пути;
- Уровень спроса на продукт (на автомобиль и как следствие топливо): как часто в течение недели автомобиль используется для поездок и на какие расстояния;
- и пр.
- от времени, которое необходимо на пополнение запасов;
- от потребления запасов (производством, клиентами и др.). По своей сути потребление будь то сырья производством, будь то готовой продукцией с центрального склада завода или товаров со склада дистрибьютора – это реакция на рыночный спрос.
- На рыночный спрос? Нет! Некоторые компании могут иметь некоторое влияние на спрос (например, формирование моды в фешн индустрии, либо массированные рекламные кампании и пр.), но, как правило, это влияние очень ограничено и неопределенно. Выбор всегда делает конечный потребитель, и спрос мы можем или удовлетворить, или не удовлетворить.
- На время пополнения запасов? Определенно да! Компании, как правило, имеют более значительное влияние на внутренние процессы и своих поставщиков, нежели на клиентов.
- снижение целевых уровней запасов в последующих звеньях цепи поставок;
- уменьшение количества устаревших запасов - запасов с истекшим сроком годности;
- более быстрая реакция на спрос и обеспечение более высокого наличия и, как следствие, продаж товаров.
Маленькие хитрости
Существует множество приемов, которые могут помочь компании повысить эффективность управлением запасами. Прежде всего, мы бы рекомендовали задуматься о роли центрального склада или распределительного центра, который должен страховать Вас от ненадежности поставщика (которая может вызвать упущенные продажи) и обеспечивать быстрое время пополнения (лучше каждый день) в следующее звено цепи распределения. Тем самым Вы снижаете запасы, как в своей компании, так и в следующем звене цепи распределения.Вместо выводов
Наличие товаров во всех звеньях цепи необходимо, так как это напрямую связано с уровнем упущенных продаж, но следует учесть фактор того, что наличие не должно превышать целевого уровня запасов. Например, недавние наши расчеты по одной из дистрибьюторских компаний, реализующих большое количество SKU товаров (около 7 тыс.) показали, что уровень упущенных продаж, вследствие выпадения ассортимента «в ноль» составил 30-40% за год. В то же время, по другому нашему клиенту внедрение части выше приведенных решений привело к тому, что уже за первый год работы удалось добиться сокращения запасов на 30% при одновременном увеличении оборачиваемости товара в 2 раза, и росте объема продаж на 10%. Результаты говорят сами за себя… Доливаем топливо чаще – едем, как и раньше, но на меньших деньгах, связанных одномоментно в запасах!Некоторые элементы цепи распределения запаса
- Во всех звеньях цепи распределения устанавливаются целевые уровни запасов, осуществляется динамическое управление буфером запасов.
- Выше стоящие звенья цепи распределения ежедневно получают от ниже стоящих звеньев информацию о реальном потреблении запасов.
- Пополнение из выше стоящих звеньев осуществляется по графику (желательно ежедневно) на основе реального потребления в ниже стоящих звеньях (в следующие звено цепи поставок передается не заявка, сформированная на основе прогноза продаж, а информация о фактическом потреблении продукции за предыдущий период (желательно за день).
- Наличие механизма очень быстрого пополнения для обеспечения реакции на непредсказуемое, пиковое потребление (механизм прорабатывается заранее: срочная доставка в течение дня или нескольких часов, заказ у другого поставщика и др.)
- Контроль остатков запасов (нулевые запасы, сверх запасы), контроль недовозов и браков, фиксирование причин и принятие корректирующих действий.
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку
© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
2002-2024. Все права защищены
Партнер ЕВА