Эстафета неэффективности
18 Июн 2015

30 мая 2015 года Ярослав Брезицкий, консультант Apple Consulting®, в рамках бизнес-встречи для Руководителей цепей поставок «MY SUPPLY CHAIN ACTION» провел 2-х часовой мастер-класс всех участников цепи поставок на тему: «Эстафета неэффективности». В Мастер-классе приняло участие свыше 30-ти директоров по логистике, руководителей РЦ и департаментов транспортных перевозок таких компаний как «РУШ» (линия магазинов EVA), «Евромикс», «Витмарк Украина», «Danone», «Zarina», «Мироновский хлебопродукт», «Фудмаркет» (национальная продуктовая сеть «Велика Кишеня»), «Биосфера» и др.

Ключевые темы выступления:

— почему эффективное сотрудничество звеньев цепи поставок невозможно без понимания проблем и ключевых потребностей друг друга,

— текущая парадигма и корневые конфликты звеньев цепи поставок (производитель, дистрибьютор, розница),

— «эстафета неэффективности» от производителя до розничной полки – механика передачи неэффективности одного к другому,

— применение базовых решений Теории ограничений (ТОС) для всей цепи поставок для создания «эстафеты эффективности»,

— ускорение потока — единственный путь существенного роста для всех участников цепи поставок,

— результаты внедрения рекомендуемых решений ТОС в различных звеньях цепи поставок (примеры реализованных в Украине проектов).

Несколько тезисов из выступления Ярослава Брезицкого:

Об источнике неэффективности в производственных компаниях:

Одна из главных парадигм управления производством звучит так: основные деньги вложены в оборудование, оно же является основным источником затрат компании, поэтому простаивающий ресурс – самое большое «разбазаривание эффективности». Отсюда рождается политика производителя «планировать большие партии, дабы избежать частых переналадок и простаивания» и их действие – стимулировать дистрибьюторов брать товар большими партиями, нести обязательства по закупке продукции в будущем и прогнозировать объемы закупок на значительный горизонт планирования.

Об источнике неэффективности дистрибьюторов:

Основные деньги дистрибьюторов всегда вложены в товар, т.е. заморожены. Таким образом, дистрибьюторы сфокусированы на ускорении оборачиваемости своих запасов и поэтому хотели бы закупать товар меньшими объемами. Но это, как правило, не удается. Таким образом, дистрибьюторы «выталкивают» товар в следующее звено поставок – розницу, применяя аналогичные политики «стимулирования» розницы, что и производитель в отношении дистрибьюторов. При этом, они всегда жестко оптимизируют собственные логистические затраты со всеми вытекающими корпоративными политиками.

Об источнике неэффективности в сетевой рознице:

Ритейлеры, пытаясь защититься от ненадежности поставщиков, делают завышенные прогнозы закупок, требуют от поставщиков предоставления значительных страховых запасов,, а также — устанавливают плату за вход и выставляют требование поддерживать маркетинговые активности за счет соответствующих платежей сети. Более того, сетевая розница стремится удовлетворить своего потребителя, обеспечив нужным товаром в нужное время в нужном количестве и с хорошими сроками годности, но все риски по выполнению такой миссии норовит переложить на поставщиков.

Push-дистрибуция и отсутствие полного понимания политик/правил каждого звена поставок своими партнерами приводит к хронической эстафете неэффективности во всей цепи поставок, а именно: несовершенные политики каждого звена цепи поставок приносят неприятности и финансовые потери не только себе самому, но и неизбежно умножают собственные ошибки своего партнера. В результате чего, каждое из звеньев несет свои потери, а цепочка поставок в целом теряет своего покупателя, недозарабатывает либо делает бизнес не невероятно высоком и дорогом объеме замороженных денег.

Наш опыт и исследования показывают, что уровень упущенных продаж и избыточных запасов растет с каждым продвижением по звеньями цепи поставок к потребителю: у производителя эти эффекты проявляются минимально, у дистрибьютора, как правило – в 1,5-2 раза выше, а у розницы – в 2-3 раза выше.

Как вернуть эффективность:

С точки зрения подхода ТОС и тех финансовых и рыночных результатов, который он демонстрирует, ключ к созданию эффективной цепи поставок находится в переводе всех звеньев на pull-систему (систему «выталкивания») и выстаивание честных winwin отношений между всеми игроками цепи поставок. Это совершенно общие принципы и рекомендации. Детально о всех рекомендуемых изменениях читайте во всех методологических материалах Apple Consulting®.

Ключевые аспекты в требуемых изменениях следующие: чтобы изменить систему к лучшему, нужно сфокусировать свое внимание на улучшении качества и ускорении потока во всей цепи поставок.

О времени пополнения:

Запас на складах производителей, дистрибьюторов, РЦ розничных сетей зависит от времени пополнения, объема потребления и их колебаний. При этом, детальный анализ показывает, что текущее время пополнения каждого товара существенно больше времени транспортировки и периодичности поставок. Это заставляет закупки и распределение делать прогнозы на длительный период. И чем дольше этот период, тем больше колебаний может произойти и тем менее точным становится прогноз. А это означает – еще большие запасы и ошибки в распределении. Как результат — на складах и магазинах запасов больше, чем необходимо для покрытия текущих продаж либо существенные упущенные продажи по причине выпадения ассортимента.

О точности прогноза:

Прогноз на уровне центрального склада в несколько раз точнее, чем на каждой отдельно взятой торговой точке. Колебания спроса в магазине гораздо выше, чем на складе поставщика. Поэтому чем больше совокупность точек потребления, которые обслуживает РЦ, тем точнее прогноз на РЦ и больше гибкости для управления товаром в торговой точке

Расчет запаса/буфера:

Размер запаса по каждому SKU в каждой торговой точке необходимо рассчитывать как максимальный уровень потребления за время пополнения. Буфер в ТОС – это не физический запас, который должен содержаться в месте хранения. Размер буфера включает физический остаток, товар в пути и заказанный уровень пополнения.

Подробнее о событии на сайте — MY TRADE GROUP

ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку

© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
Партнер ЕВА