7 лет спустя внедрения ТОС
Сергей Верминский
Совладелец компании «Snite»

О внедрении ТОС в производственных, дистрибуторских и ритейловых компаниях в Украине мы начали рассказывать всего год назад. За это время своими историями поделились 5 компаний. Все они касались недавних изменений и первых результатов. Следующая история принадлежит команде, которая одной из первых в Украине внедрила решения ТОС в своем производстве и добилась видимых результатов уже через 3 месяца (подробнее о внедрении ТОС в компании «Snite» читайте по ссылке)

Мы решили встретиться с совладельцем компании Сергеем Верминским через 7 лет после первого успеха и узнать, как у них дела обстоят сегодня: работает ли все еще производство в логике ТОС, или произошли изменения, и почему за эти годы ни один из конкурентов так и не рискнул скопировать их стратегию. Встреча началась с демонстрации Сергеем «грозовой тучи» (примечание: фундаментальный Инструменты Мыслительных процессов ТОС), которую он совместно с командой рисовал еще в 2008 году: "Я хорошо помню наши размышления в команде и тот корневой конфликт, который мы нашли вместе с консультантами Apple Consulting®. Тогда ограничение было внутри компании, сегодня же ограничением является рынок. В 2008 году мы стояли перед дилеммой: «работать сверхурочно, увеличивая затраты, чтобы выполнять заказы в срок», или «не работать сверхурочно, чтобы не увеличивать затраты». На тот момент прирост продаж составлял 30-35% ежегодно, рынок рос, персонал был перегружен. Мы все время захлебывались по срокам, заказы «сыпались», а обработать и отгрузить их вовремя мы не могли. Тогда я понял, что нам нужны системные изменения.


Будучи уже знакомым с ТОС по книге «Цель», которую я прочел по рекомендации хорошего друга еще в 2005 году, я принял решение, что нужно внедрить этот подход и у нас. Книга меня очень вдохновила, понравился тот драйв, который в ней описан и командная работа, которая сложилась между людьми. Простые рабочие втянулись в процесс и принимали активное участие в трансформировании компании. Хотелось добиться такого же результата у нас, но как это сделать – первое время я себе не представлял. Вначале я пошел в наш цех и попытался всех «заразить» этой идей. Но, как оказалось, книгу по моей рекомендации прочел только начальник производства. Я попытался обсудить это на совещании, но быстро понял, что всерьез возможность получить прорывные результаты с помощью ТОС команда не воспринимает. На то время моего энтузиазма не хватило для перелома ситуации и реализации системных изменений. Ситуация изменилась через 2 года.


Нам посчастливилось участвовать в мастер-классах Эли Шрагенхайма и Рами Голдратта на Европейской TOCICO конференции, которую регулярно проводит Apple Consulting® в Киеве. Услышанное нас вновь вдохновило. Более того, мы познакомились с рядом международных экспертов, и уже через месяц стартовали внедрение ТОС у нас на производстве вместе с Apple Consulting® и Inherent Simplicity. А еще через 3 месяца получили первые результаты: если стандартные сроки изготовления мебели под заказ в отрасли были 30-45 дней, которые часто не выдерживались и мы были не исключением, то с помощью ТОС мы достигли стабильного срока изготовления заказов в 8 рабочих дней! Более того, благодаря этому шагу в кризисных 2008-2009 годах, когда многие компании на рынке терпели убытки или даже закрылись, мы быстро выровняли свои показатели и даже были в небольшой прибыли. Для этого также использовали рекомендации ТОС для преодоления cash constraint (ограничения в наличии денежных средства).

Нынешние реалии


Сегодня все по-другому. Наше ограничение – рынок. Внутренний рынок серьезно упал, в Украине осталось ограниченное количество возможностей для роста. Но проблемы коснулись и экспорта. У нас большая часть продукции исторически шла в Россию (порядка 35%). По объективным причинам сейчас наши взаимоотношения стоят "на паузе". Мы прекрасно понимаем, что в конечном итоге конфликт между странами исчерпается и мы сможем возобновить наше сотрудничество. Экспорт в Казахстан и др. страны СНГ также рухнул с началом военных действий на Востоке Украины. Поэтому наша компания стала перед новыми вызовами и трудностями, мы поняли, что должны переориентироваться на новые рынки, предложить клиентам новые продукты.


Сегодня компания «Snite» находится на этапе смены стратегии. Мы возобновляем некоторые продукты, производство которых было приостановлено. Также, в прошлом году предприняли ряд действий по выходу на европейский рынок, в частности - в Германию. Принимали участие на выставке в Кельне в 2014 году, а на днях вернулись с большой выставки в Китае. Такие мероприятия приносят много контактов потенциальных партнеров, а также дают лучшее понимание о том, что им нужно - посмотреть на наш продукт глазами потребителей. Мы хотели избежать ситуации, когда мы пытаемся «рыбу поймать на клубнику», ведь рыбе нравятся черви или какой-то прикорм. Поэтому мы меняем портфель продукции на экспорт. К примеру, те же немцы не любят яркую мебель, они ищут сдержанные простые цвета и выгодное экономное предложение. Что касается внутреннего рынка, то он достаточно вялый, и все же мы готовим новые продукты и для Украины, ведь людям в любом случае нужна детская мебель.


Мы - креативная компания, поэтому всегда старались идти впереди рынка, создавать и диктовать тренды (как конкурентам, так и потребителям). Но сегодня напротив - больше смотрим на предпочтения клиентов и то, что он может себе позволить по средствам.

ТОС в помощь


Инструменты ТОС, которые мы внедрили 7 лет назад, довольно быстро дали нам хороший результат, позволив существенно сократить время выполнения заказа. Мы полагали, что такими темпами уже через 4 года оборот нашей компании станет прибылью. Но, как показало время, этого не произошло. Ситуация на рынке сильно ухудшилась в связи с кризисом 2008-2009 годов. В какой-то момент мы больше сконцентрировались на борьбе с вызовами, «тушением пожаров» вместо оттачивания нашего основного конкурентного преимущества. Если быть честными, в ТОС мы остановились на уровне производства и логистики, а в остальных направлениях бизнеса стали использовали другие методы улучшений. Нам казалось, что этого достаточно. Но это не так. Прошло время, возникли новые вызовы и одного только ТОС решения для производства, чтобы удерживать лидерство в сегменте, нам уже не хватало.

Саморазвитие - это хорошо, но нужен человек, который будет держать фокус команды, постоянно следить за новыми знаниями и делиться ими.

Я сейчас вновь вернулся к изучению решений ТОС, читаю книгу «Производство с невероятной скоростью», «Новую цель». Планирую еще почитать материалы о продажах с помощью ТОС. Когда я был на 2-х дневном тренинге Андрея Колтова в kmbs на тему «Ограничения в денежных средствах: где взять кэш?», понял, что ТОС может быть эффективной и в других сферах, а не только в производстве. Применение ТОС в других областях – маркетинг, финансы, проектные задачи – самостоятельно мы пока не осуществляем. Для этого любой команде, даже той, которая прошла один из этапов внедрения ТОС самостоятельно, нужен тренер. Саморазвитие - это хорошо, но нужен человек, который будет держать фокус команды, постоянно следить за новыми знаниями и делиться ими. К ТОС мы добавили элементы Бережливого производства и системы Toyota. ТОС и Lean отлично дополняют друг друга и очень хорошо взаимодействуют. В частности, в наведении порядка на производстве, освобождении площадей и т.д. Нам очень помогло вытягивающее производство ТОС и сокращение площадей. Но ТОС требует системного подхода - нужно все делать шаг за шагом, не отвлекаться на другие улучшения или задачи, только тогда будет результат.

Нас не скопировать


Когда мы сфокусировались на производстве детской мебели, многие конкуренты стали тоже заниматься этим сегментом, но отказаться от другого вида продукции никто кроме нас не решился. И опять же, это решение с их стороны не было подкреплено конкретными технологиями в производстве. Со временем к нам на рынок зашли также и польские компании, которые специализируются на детской мебели. Почему же за эти годы никто из кокнурентов так и не скопировал само решение ТОС? Я полагаю, что они не готовы повторить нашу стратегию, так как далеко не все действительно хотят что-то изменить.


Когда наша команда вернулась с международной выставки в Китае, мы поняли, чем менталитет украинцев отличается от других национальностей (в т.ч. в бизнесе): мы «пихаті та ледачі». А если серъезно, то к сожалению часто наблюдаю читуация, когда у бизнесмена вроде бы все налаживается, появляется достаточное количество денег для удовлетворения личных потребностей (дом, машина, яхта), то о каких-то там улучшениях на производстве никто уже не говорит. А зачем - и так все работает!


Лень, нежелание выйти из зоны комфорта - я думаю, именно эти факторы останавливают многих собственников от принятия новых подходов к управлению производствами.

Зачем нам это понадобилось? Наверное, потому что мы романтики и инноваторы. Собственники и менеджеры из других компаний, с которыми я общаюсь в профильном клубе (Ассоциация мебельщиков Украины), склонны считать деньги, а не оценивать возможности. За 5 лет нашего клуба, где мы регулярно приглашаем разных экспертов и практиков для обмена опытом, я могу сказать, что мы лишь на стадии «взрыхления почвы и погружения в нее рассады». Люди долго решаются на перемены, даже если они очевидны. Как сейчас говорят в Украине: «Кто хочет перемен? Все хотят! А кто хочет меняться? Никто не хочет». Лень, нежелание выйти из зоны комфорта - я думаю, именно эти факторы останавливают многих собственников от принятия новых подходов к управлению производствами.

ТОС и личная жизнь


А в целом ТОС - интересная философия. Эти инструменты можно применять везде – от образования до снабжения военных на передовой. Хотелось бы когда-нибудь увидеть их применение и у нас в государственном управлении. Мы ищем умные идеи за границей, приглашаем каких-то экспертов, а на самом деле можем сами собственными руками все сделать.

Из личного опыта: мы, например, стали дома делать пополнение продуктов в холодильнике по мере их потребления. Чтобы они всегда были свежими и не пришлось что-то испортившееся выбрасывать. Это отлично выручает семейный бюджет в условиях подорожания продуктов на рынках и в магазинах.

Опубликовано на: Innovations.com.ua

 
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку

© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
Партнер ЕВА