У нас все есть!
Андрей Колотов
Партнер, Руководитель практики Теории ограничений
Вспомните Ваш последний визит к врачу, а точнее следующий момент, когда Вы приходите в аптеку со списком из 3-5 назначенных специалистом препаратов, но купить все и в одном месте удается далеко не каждому. Думаю, многие прошли через «марафон» по всем известным фармацевтическим заведениям города в поисках единичного препарата... Поэтому, если найдется аптека, в которой всегда и все есть в наличии, цены ей не будет в глазах потребителей! Именно с такими аптеками также предпочитают работать страховые компании, обеспечивающие медицинское страхование клиентов.
Максимально полное наличие востребованных медицинских препаратов является тем фактором, на котором некоторые аптечные сети успешно строят свое конкурентное преимущество сегодня, отодвигая на второй план такие условия как месторасположение аптеки и цену медикаментов. Давайте попробуем разобраться, что еще важно для клиента аптеки, что его беспокоит или может вызвать недовольство. Для ответа на этот вопрос, предлагаем ознакомиться с результатами опроса «С какими проблемами Вы регулярно сталкиваетесь?»*:
- Покупатель не может найти товар, который он привык покупать.
- Покупатель не получает подарок по анонсируемой акции.
- Иногда цена неизвестна либо непонятна.
- После расчета на кассе покупатель не понимает, по какой цене он купил товар.
- Покупатель не получает необходимую информации по товарам.
- Навязчивая консультация.
- Отсутствие тестеров/пробников на дорогую косметику, парфюмерию и уход за лицом.
- Иногда покупатель стоит в очереди дольше, чем он/она рассчитывал(а).
- Грубость и неприветливость продавцов.
- Сработка антикражных ворот на выходе.
- Грубость охранников.
- Иногда отсутствует чистота в торговом зале.
- Разочарование в дорогой покупке.
- Разочарование, если обещанного товара снова нет.
- Затрудненное перемещение и доступ к товару.
- Поднялись цены на товар, который покупатель постоянно покупает.
- Условия акции отличаются от реального предложения.
- Суета и шум в торговом зале.
- Иногда охрана смотрит на меня как на вора.
- Отсутствие бесплатных пакетов для большой покупки.
- Внешний вид продавцов не соответствует тому, который ожидаешь встретить в аптеке.
- Магазин закрыт не в соответствии с заявленным графиком работы.
- Неподходящий (поврежденный) вид товара.
- Невозможность совершить покупку по техническим причинам.
- Иногда продавец проявляет некомпетентность в консультации/информировании.
- Иногда в чеке не та цена, которая указана в ценнике.
- Отсутствие сдачи.
- Неудобно стоять с товаром в очереди.
- Мелкий шрифт и непонятные сокращения на ценнике.
Что клиенту – хорошо, а аптеке –...?
Итак, 100% наличие востребованного ассортимента на полке – мечта потребителя, а что на это скажут аптеки? Аптечный ритейл ежедневно работает с тысячами SKU, при этом – со штучным и мелким товаром. Большинство препаратов в запасах обычно в размере 1 штуки, так как многие из них потребляются всего 1-2 раза в месяц или реже, либо же являются очень дорогостоящими. Для аптечных сетей с открытой выкладкой ситуация по управлению товаром существенно усложняется, ведь те, кто активно торгует парафармой (БАДы, витамины, косметика) в открытой зоне, вынуждены обеспечить регулярную выкладку или достаточный уровень «фейсов» на полках для визуального гармоничного представления товара. Все эти нюансы аптечного ритейла существенно усугубляют оборачиваемость и усложняют операционные процессы сети. Любой руководитель скажет, что в этих условиях эффективность рабочего капитала и ROI станут настолько низкими, что проще сократить ассортимент и уменьшить запасы. Самое печальное, что даже эти радикальные шаги не избавят вас от дефектуры (out-of-stock, нулевые остатки), которая в среднем по сетям составляет 10-20% (даже при ежедневном или даже двухразовом в день пополнении поставщиками). Таким образом, аптеки часто становятся «заложниками» собственных операционных процессов и им якобы не выгодно постоянно поддерживать высокий уровень наличия широкого ассортимента товаров. Проблемы, с которыми они сталкиваются, являются следствием неудовлетворительного компромисса между широтой представленности ассортимента с высоким уровнем наличия и величиной товарных остатков, которые используются для этого.- более высокий уровень наличия, чем в среднем по рынку (от 10-20% отсутствия товаров перейти к 2-3%);
- оборачиваемость запасов как минимум в 2 раза лучшую, чем в среднем по рынку;
- значительно более широкую представленность ассортимента в сравнении с конкурентами.
- создание центрального склада (для уменьшения времени пополнения) и использования фактора агрегации;
- пополнение центрального склада и аптек на основании фактического потребления (на основании ежедневной информации о фактических продажах каждого отдельно взятого препарата за день);
- система динамического управления буфером – ДУБ (как инструмент, обеспечивающий наиболее гибкую реакцию на постоянно меняющийся рыночный спрос);
- безусловно, сопровождение выше обозначенных новых элементов работы новыми процедурами и бизнес-процессами, обучением персонала и впоследствии – отстраиванием определенной системы работы с поставщиками.
Вместо выводов
Безусловно, описанные выше действия потребуют от управленца воли к изменениям, а у его команды – полное вовлечение в процесс и четкое следование избранной стратегии. Но вы должны понять, что сегодня на рынке командует потребитель, именно он “голосует своим рублем” в вашу пользу, или в пользу конкурента. Выбор в ваших руках – оставить все как есть, или меняться, стремиться эффективнее работать и максимально полно удовлетворить потребности клиентов. И чтобы в следующий раз, когда к вам в аптеку зайдет человек с длинным списком необходимых ему препаратов, у вашего провизора была возможность гордо заявить: “У нас все есть!”... и подкрепить это в покупке. Журнал «Косметический рынок сегодня»
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку
© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
2002-2024. Все права защищены

Партнер ЕВА