Товародвижение без негатива: принципы теории ограничений системы – в жизнь
Андрей Колотов
Партнер, Руководитель практики Теории ограничений
Любой интеллигентный дурак может раздуть из мухи слона и представить вещи более сложными. Необходим талант и храбрость для движения в противоположном направлении. А. Эйнштейн
Пророк Голдратт
Теория управления, несмотря на свою восприимчивость к новым идеям, всегда была и остается наукой консервативной. И кардинальные нововведения далеко не сразу приходятся ко двору. Особенно те из них, которые не вписываются в привычные стереотипы сознания. Теория ограничений системы (ТОС) Элии Голдратта – инновация того же класса, что и теория относительности Эйнштейна, но в сфере экономики. Ее квинтэссенция «превратим оборот в прибыль за 4 года» сначала кажется чудом а-ля Гарри Поттер. И лишь ознакомившись с мощным прикладным инструментарием, начинаешь верить в реалистичность этой цели. И поскольку украинский бизнес даже активнее, чем западный, осваивает все новшества, ТОС уже с весны уходящего года уверенной поступью движется по«теренам незалежної». О конкретных результатах говорить пока рано – все «ТОСовские» проекты еще только стартуют. Однако методология ТОС в ызывает интерес у компаний различных отраслей и бизнес-моделей. Дистрибьюторские и логистические – не исключение. Поэтому наш сегодняшний разговор пойдет об одном из ключевых разделов Теории ограничений – фундаментальном блоке «Дистрибуция/логистика».Пристань нежелания
Прежде, чем перейти к изложению сути проблемы и направлений ее решения, давайте посмотрим на основные негативные факторы, либо нежелательные явления (НЖЯ) дистрибьюторского бизнеса, которые существовали не менее 40 лет назад на Западе и актуальны для украинских предпринимателей ныне. Это:- высокий уровень запасов;
- частые утерянные продажи;
- устаревание товара на складе;
- частые кросс-поставки между региональными складами;
- много заказов отгружается не полностью;
- запасы, которые содержатся на региональных складах, часто не соответствуют реальному спросу в регионе.
Управление ограничениями
Алгоритм практического применения ТОС выглядит следующим образом:- Найти ограничение системы (компании).
- Решить, как его использовать «по максимуму».
- Подчинить все остальное принятому решению.
Шаг №1
Ограничением дистрибьюторской компании являются клиенты, которые хотят совершить покупку, но не делают этого по причине отсутствия того или иного товара. Официальные отчеты, а также мнения директоров украинских дистрибьюторских компаний говорят о 3-5% уровне утерянных продаж. Хо т я находятся и более самокритичные, которые называют 20%, а иногда и 35%. Чтобы понять, насколько верна лично ваша оценка, задайте себе следующие вопросы:- Как часто ваш клиент, не найдя нужного товара, говорит об этом представителю торговой точки?
- Даже если такой сигнал поступает, фиксируется ли он как неудовлетворенный спрос?
- Даже если фиксируется, как часто эта информация передается следующему звену цепи поставок?
Шаг №2
Решить, как использовать ограничение (клиентов, которые не покупают) по максимуму. Каждый согласится, что не иметь в наличии товар, который покупатель желает приобрести, означает НЕ использовать ограничение «по максимуму». Отсюда рождается золотое правило дистрибуции: держать «правильные» запасы в «правильном» месте в «правильное» время. Не это ли пытается делать каждая дистрибьюторская компания, реализуя первейший принцип дистрибуции: держать запасы как можно ближе к клиенту? Но является ли таким «правильным местом»точка, ближайшая к конечному потребителю? Не здесь ли кроется источник всех НЖЯ дистрибьюторского бизнеса? Не в этом ли решение основного конфликта? В настоящее время наиболее популярным методом работы производителя либо дистрибьютора национального масштаба выступает следующий алгоритм. Поставщик (производитель либо крупный дистрибьютор) реагирует на заказы клиентов, которые базируются на:- неточных прогнозах;
- данных клиента – практически лотерея;
- чем больше срок прогноза, тем меньше точность;
- текущем уровне запаса клиента;
- плюс компромисс по наличию денежных средств;
- плюс компромисс по экономии затрат на транспортировку.
Рис. 2
Табл. 1
В качестве итогов
Для ощутимого улучшения результатов необходима смена следующих парадигм:- прекратить попытки прогнозировать спрос на ваши продукты – это пустая трата времени и энергии;
- остановить синдром «выталкивания»;
- остановить синдром больших партий;
- прекратить практику экономного размера партии/заказа;
- установить, что каждое звено должно подчинить свои усилия достижению успеха всей цепи как единого целого.
- мощности производства практически всегда будет достаточно для удовлетворения спроса;
- буферы каждого звена будут установлены для удовлетворения спроса, и не больше;
- заказы клиентов будут отгружены вовремя и целиком;
- утерянные продажи практически исчезнут;
- возвратов будет очень мало или не будет совсем;
- общий уровень запасов в цепи от производства до покупателя существенно снизится;
- запуск новых продуктов будет проходить быстрее, так как в цепи гораздо меньше устаревшей продукции;
- исчезнут производственные заказы, не подкрепленные реальными заказами;
- уменьшится чувствительность цепи к вариациям;
- расширится представленность товаров на полке в рознице.
В поисках проблемы
Одно из основных положений ТОС-методика правильной идентификации проблемы. Для начала посмотрим, как эта теория определяет, что такое проблема. Если кто-то по привычке скажет: «Моя самая большая проблема – большие запасы, потому что мне это не нравится», в мире ТОС его не услышат. Прежде, чем решать проблему, ее необходимо представить в форме конфликта, который удерживает всю компанию (систему) от более продуктивной жизнедеятельности. Если говорить конкретно, обобщенный конфликт дистрибьюторского бизнеса изображен на рис. 1.Рис.1
Война компромиссам
На поверку компромисс – враг успеха. В реальности большинство компаний предпочитают разрешать конфликт (проблему) путем нахождения компромиссов. Однако они ведут к частичному удовлетворению необходимых условий, либо – к улучшениям на 1, 2, 3, 7%, и, как следствие, к неполному достижению цели. При этом один набор НЖЯ, который компания пытается атаковать с помощью компромисса, замещается другим. Организация балансирует между двумя крайностями, давая хорошую пищу для внутри корпоративных междоусобиц. А ТОС показывает, что заметного улучшения можно достичь только путем разрешения конфликта, доказав, что одно из предположений, которые мы сделали, является неверным. Если посмотреть на верхнюю ветвь конфликта дистрибьюторского бизнеса, все предположения кажутся просто железобетонными, не возникает никакого желания доказывать, что в высказывании: «Чтобы сокращать затраты, необходимо снижать запасы, потому что высокий уровень запасов – это большие инвестиции, ограничения денежного потока и зачастую утерянные продажи». Остается одна надежда – нижняя ветвь конфликта, которая может дать ответ на вопрос, который с точки зрения самой проблемы звучит следующим образом: «Каким образом наращивать продажи без существенного увеличения затрат/инвестиций на доставку, героических усилий для повышения точности прогноза, а также без перевоспитания/замещения поставщиков?». Забегая немного вперед, следует отметить, что основное неправильное предположение, сделанное при формализации данной проблемы, – что точность прогноза не изменяется в зависимости оттого, насколько звено цепи продаж, которое выполняет прогнозирование (производство, региональный склад, дистрибьютор), удалено от точки продаж.
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку
© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
2002-2024. Все права защищены

Партнер ЕВА