Своевременная инъекция
Юлия Плиева
Основатель, СЕО Apple Consulting®
Владельцы многих холдингов для повышения эффективности бизнеса и увеличения прибыли внедряют своевременные управленческие технологии. Однако этот шаг не достигнет поставленных целей, если ту или иную технология применили несвоевременно...
Наши российские коллеги уже много публикаций посвятили тому, как необдуманно в свое время приобретались предприятия. Именно из-за этого теперь многим российским и, вероятно, украинским холдингам приходится решать массу проблем, думать об избавлении от непрофильных активов, пытаться заставить эффективно работать по одной стратегии разные бизнесы. Именно этим вызвано желание владельцев холдингов в Украине применять все лучшие современные управленческие технологии и все большее их количество, С одной стороны, отечественные холдинги уже достаточно богаты, чтобы позволить себе их купить, с другой – они считают их панацеей снижающейся рентабельности бизнеса, а также реализацией желания повысить стоимость бизнеса. Однако остается незыблемым тот факт, что та или иная управленческая технология не будет работать на повышение эффективности бизнеса, если ее применение для компании явилось несвоевременным. Как определить, какую управленческую технологию и когда целесообразно инъецировать в бизнес?
В этой статье будет предложен подход, позволяющий самостоятельно определить, какую из управленческих технологий целесообразно применять для бизнеса именно сегодня, и какая скорее будет работать на увеличение прибыли, а не отдавать дань моде и увеличивать затраты.
Для начала определимся, о каких основных управленческих технологиях для холдингов идет речь. Существуют такие основные управленческие технологии:
- Стратегия холдинга и отдельных бизнес-подразделений как план мероприятий по достижению стратегических целей холдинга.
- Система сбалансированных показателей как количественное выражение стратегии и контроль за ее исполнением.
- Тип управления холдингом как способ контроля и достижения финансовых целей бизнеса.
- Организационная структура как способ распределения функций, обязанностей и ответственности между управляющей компанией как корпоративным или финансовым центром и предприятиями холдинга.
- Система бюджетирования как инструмент планирования, отслеживания и контроля исполнения стратегических и операционных показателей деятельности холдинга.
- Управленческий учет на основе общекорпоративных стандартов как способ обеспечения прозрачности, оперативности, достоверности информации и аналитики.
- Система трансфертного ценообразования как инструмент справедливого распределения добавленной стоимости и оценки эффективности подразделений, а также мотивации их руководителей.
Амбиции собственника
Любое нововведение в компании, усовершенствование или реструктуризация управленческих процессов рассматриваются ее владельцами сквозь призму повышения прибыльности бизнеса. Или как модно сегодня говорить – увеличения стоимости бизнеса. Мы поддерживаем данный подход и ниже предлагаем рассмотреть комплекс факторов неэкономического характера, которые оказывают влияние на прибыль. Остановимся более подробно на самых важных. Амбиции собственника – данному фактору мы отводим особую роль. В своей работе наша компания сталкивается с различными личностями. Однако есть ряд характерных черт, присущих всем им, – это незаурядные яркие личности. Спустя 7 лет наблюдений и взаимодействия мы уже смело можем выделить такие основные черты украинского собственника: амбиции, предпринимательский талант, склонность к высокому риску, отличная интуиция, операционная вовлеченность в дела. В этом списке отсутствует одна очень важная черта – знание основных управленческих технологий и умение применить их вовремя. И, к сожалению, все те же амбиции порой не позволяют признать, что времена изменились, уже далеко не все можно решить только работая по 20 часов в сутки и руководствуясь все той же бизнес-интуицией либо купив определенную управленческую технологию, потому, что так сделал партнер или таковы тенденции рынка. Видимо, именно подобным образом размышлял один наш клиент, который считал себя достаточно грамотным и открытым к привлечению внешнего консультанта. Apple Consulting была приглашена к реализации проекта обоснования бизнес-идеи открытия крупного ресторана в Киеве, особенностью которого должна была стать пивоварня, производящая там же свежее пиво. Наш клиент видел реализацию подобных проектов (пивных ресторанов) на Западе, и у него в сознании были заложены уже некоторые параметры данного бизнеса. Мы настояли на проведении комплексных маркетинговых исследований для опроса конечных потребителей и понимания их мотивов потребления пива в барах и ресторанах, определения профиля нашего потребителя, желания «оставить» определенную сумму за один приход в ресторан, и главное – за свежесваренное пиво. К большому удивлению клиента исследование показало, что потребитель готов попробовать пиво неизвестной марки и отказаться от своего любимого пива, если оно будет стоить столько же. Если же пиво будет стоить на 50% дороже, то количество желающих попробовать новое пиво сократится практически вдвое. Не будем говорить, сколько потребителей попробует новое пиво, если оно будет стоить в два раза дороже. А ведь клиент требовал от нас обосновать открытие элитного ресторана в Киеве со стоимостью бокала пива 0,5 л в 17-22 грн., и ресторан должен был иметь 350 посадочных мест. Впоследствии плохим оказался консультант, поскольку не были даны желаемые результаты. Спустя 2 года эту идею в Киеве реализовали уже другие лица с совершенно отличными от видения нашего клиента ценами, количеством посадочных мест и прочими аспектами.Тип холдинга
Принимая участие в одном из круглых столов, посвященном вопросам развития холдингов в Украине, мы участвовали в дискуссии с представителями бизнеса. Для нас был поразителен тот факт, что представители реального сектора напрочь забыли об экономической сути холдинга. Их размышления сводились к тому, что объединяться в холдинг необходимо для понимания того, скольким имуществом владеет собственник либо для привлечения внимания потенциального инвестора и пр. Но ведь, чем грамотнее организован холдинг, тем выше вероятность достижения эффекта синергии и соответственно более прибыльной деятельности. Кроме того, понимание того, к какому типу холдинга сегодня относится ваш бизнес или какой холдинг собственник будет выстраивать, даст четкую картину, на чем можно заработать больше, и как можно достичь эффекта синергии. Если такого понимания нет, создание интегрированной структуры лишь повлечет за собой трудности, связанные с системой налогообложения, системой управления и контроля, системой перераспределения финансовых ресурсов и т.д.Пример вертикально-интегрированного холдингового образования в Украине
Что влияет на прибыль холдинга?
Комплекс факторов неэкономического характера
Тип управления холдингом
Если рассматривать тип управления холдингом, то в оценке влияния этого фактора многое уже зависит от личности, стоящей во главе бизнеса, от его идеолога и непосредственного управляющего. Однако можно выделить ряд особенностей, которые помогут избежать применения излишних усилий в контроле там, где они априори работать не будут.Сравнительные характеристики типов управления холдингом по ключевым параметрам
Пример реализации подхода: холдинг легкой промышленности
Середина 90-х годов: организация системы оптовых продаж тканей
Конец 90-х годов: организация системы розничных продаж тканей
Середина 2000-х годов: покупка собственного производства
2003 год: определение конечной стратегии
Преимущества и недостатки типов управления холдингом
- стадиях развития между предприятиями в составе холдинга;
- управленческой и организационной структуре;
- уровне квалификации персонала и восприимчивости изменений;
- стиле и качестве менеджмента, а также уровне корпоративной культуры;
- стандартах ведения учета и осуществления комплексной системы финансового управления;
- возрасте парка производственного и технологического оборудования – просто не удастся. Это надо понимать и к этому необходимо готовиться.
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку
© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
2002-2024. Все права защищены

Партнер ЕВА