Без паники! Как вести себя руководителю во время кризиса
Юлия Плиева
Основатель, СЕО Apple Consulting®
Мировой финансовый кризис самым негативным образом сказался на украинской экономике. Финансовые ресурсы украинских банков существенно сократились и подорожали, к чему оказался не готовым отечественный бизнес, который привык работать на заемных средствах. Поэтому, сегодня вокруг сложившейся экономической ситуации начинается настоящая паника. Однако поводов для беспокойства на самом деле гораздо меньше, чем может показаться многим.
Кризис – это новые возможности
Мой опыт говорит о том, что у большинства украинских компаний запас безопасности в виде маржи до недавнего времени был очень высоким. Наши предприятия, к сожалению, не умеют и не привыкли работать с рентабельностью, к примеру, в 5%, характерной для коллег из стабильных экономик. Поэтому кризис – это время начать учиться работать с гораздо меньшей рентабельностью. Внутри большинства украинских компаний много денежных ресурсов, «зашитых» в незавершенной продукции, в запасах, инвестиционных проектах и т.д. А также, практически все компании страдают от упущенных продаж, вызванных несовершенством политик управления дистрибуцией и логистикой и нередко уровень упущенных продаж может достигать 30-50% (даже при убежденности в том, что они составляют не более 5%). Поэтому, я бы посоветовала следующее: пересмотреть политики управления. В производстве, например, забыть о сдельной системе оплаты труда, чтобы производственный персонал не был заинтересован производить как можно больше того, что сейчас не нужно (замораживая ваши деньги в незавершенке и запасах готовой продукции). Для дистрибьюторских компании необходимо пересмотреть методы формирования запасов, методы пополнения и продаж. Заменить push-дистрибуцию (систему выталкивания) на pull-дистрибуцию (система вытягивания). В маркетинге и продажах нужно всерьез задуматься о текущих проблемах и потребностях клиентов и всеми силами стараться их удовлетворить наилучшим способом. Никто никому не запрещал вступать в переговорный процесс со своими поставщиками и клиентами и находить взаимовыгодные решения. И пусть последние не будут выгодными в краткосрочном периоде, однако нужно в данном случае идти навстречу друг другу. Стоит также понимать, что нынешняя ситуация – это еще и колоссальная возможность для большинства компаний сконцентрироваться и наконец-то найти более эффективные методы управления, стать на голову выше, перевести бизнес на новый качественный уровень управления. Сейчас ситуация вынуждает людей быстрее учиться, думать, работать в менее комфортных условиях. Поверьте, это только «оздоровит» впоследствии экономику нашей страны и наши бизнесы. Потому что в кризисе «выживут» сильнейшие, более грамотные и сильные. Более того, те, кто окажется в числе этих сильнейших, смогут укрепить свои позиции на тех или иных рынках, вытеснив менее «проворных» игроков. Потому как, невзирая на сокращение рынков потребления (не важно, это рынки продуктов питания, обуви, одежды или металла), нельзя говорить о том, что они исчезают полностью. Какие-то рынки сократятся в будущем, какие-то уже сократились незначительно, а какие-то – довольно существенно (к примеру, тот же рынок строительства и недвижимости). Но все равно, рынки сбыта существуют! Это означает, что кто-то должен обслуживать сократившийся рынок. Именно для тех компаний, которые в данной ситуации более гибко и грамотно подойдут к потребителям, открываются совершенно реальные возможности нарастить уровень продаж. На мой взгляд, это действительно колоссальная возможность.Кадры по-прежнему решают…
Оптимизация всех затрат в состоянии кризиса – это первая рефлекторная или, если хотите, «шоковая» реакция каждой компаний. Другой вопрос: какие статьи затрат попадают под оптимизацию. Ошибка многих топ-менеджеров заключается в том, что в первую очередь оптимизируются затраты на персонал: сокращаются люди, урезаются заработные платы, ликвидируются социальные пакеты. Ошибкой я называю такой подход по двум причинам. Во-первых, у многих компаний сегодня достаточно большой потенциал ненужных затрат внутри и можно обойтись без сокращений (безусловно, необходимо рассматривать каждые отрасли в отдельности, потому как для некоторых отраслей сейчас, где рынки потребления сократились в разы, сокращение персонала к сожалению неизбежность: строительство, металлургия, страхование и пр.). На сокращении уровня упущенных продаж сегодня многие могут сэкономить гораздо больше, чем на массовом увольнении сотрудников. Во-вторых, не так давно человеческий ресурс являлся дефицитным для многих отраслей экономики. То есть когда завершится кризис (а это рано или поздно произойдет), компании придется очень долго восстанавливать пробелы, возникшие в связи с отсутствием персонала. То есть сокращение штата – это лишь краткосрочная мера, которая позволит выжить компании сегодня. К тому же, такая возможность сокращать затраты истекает буквально в ближайшие 1-2 месяца. А что делать потом? Даже если с Вашей точки зрения это единственных выход, чтобы выжить, соизмерьте те инвестиции, которые Вы ранее вложили в поиск, адаптацию и развитие этого персонала, а также затраты на увольнение и затраты, которые Вы понесете впоследствии на восполнение недостающего персонала и примите «трезвое» решение (безэмоциональное). Но даже если компания и решила пойти на сокращение персонала, то его надо проводить очень взвешенно. Многие оставляют только необходимое (производство, продажи, бухгалтерию), увольняя целые департаменты, которые, по мнению руководства, не являются критичными с точки зрения поддержания операционных процессов. Прежде всего, это маркетинговые службы, PR-отделы, финансовые и юридические подразделения. Это колоссальная ошибка. Ни в коем случае нельзя урезать целые функции. К примеру, на фоне кризиса и сокращения рынков потребления, тот же департамент маркетинга становится чрезвычайно важным. Сокращающийся рынок смогут обслуживать только сильнейшие компании, которые грамотно и гибко донесут потребителям свою ценность. Просчетом будет также такая «популярная» ныне мера, как замена «дорогих» сотрудников более «дешевыми» с более низкой квалификацией. Это не верно! Ведь в период кризиса у компании нет ни денег, ни времени на эксперименты. Именно деньги и время необходимы для адаптации и обучения новичка. Тем более, если речь идет о ТОП-овых позициях. Гораздо эффективнее – найти иные решения. Если задача – минимизировать выплаты компании, то можно обсудить с «дорогими» сотрудниками, к примеру, частичные выплаты с обязательством компании погасить задолженность как только ситуация стабилизируется.Обеспокоенный производительным не будет
Очень важным аспектом деятельности компании в условиях кризиса становится психологический климат в коллективе. Большую роль в том, чтобы не допустить панику играет руководитель этой компании. Он должен очень дипломатично выстраивать коммуникации с командой и жестко контролировать свои высказывания. Мы уже наблюдаем нежелательные последствия в некоторых компаниях от брошенных руководителем фраз о возможном сокращении штата или выходе половины офиса в двухнедельный отпуск за свой счет. Руководству компании необходимо в несколько раз интенсифицировать коммуникации со своей командой. В ходе регулярного общения, совершенно четко объяснять логику таких шагов, а также то, что у компании есть стратегия выхода из кризиса. Недостаточно информированный о происходящих изменениях сотрудник всегда нафантазирует худшее. Это всегда вызывает психологическую напряженность среди персонала, который не знает, уволят его завтра, или нет. То есть люди находятся в состоянии неопределенности, беспокойства, а это, естественно, вносит нестабильность, деструкцию в работу компании, а также негативно сказывается на производительности. Это абсолютно не те настроения, с которыми компании могут переживать кризис. Необходимо наоборот мобилизовать моральный дух компании, чтобы сотрудники единым целым, командой все эти трудности преодолела. С целью мобилизации персонала можно подумать о создании антикризисной команды, состоящей из ТОП-менеджеров, которые отвечают за ключевые функции в компании. Им необходимо разработать некую программу «переживания» кризиса, чтобы сотрудники понимали, грубо говоря, что есть некий враг (кризис), с которым нужно бороться. И только такая совместная война с врагом позволит компании не только пережить сложные времена, но и стать сильнее.
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку
© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
2002-2024. Все права защищены

Партнер ЕВА