Вантажні маршрутні перевезення
Татьяна Лагода

Путь товара от производителя к конечному потребителю долог и тернист. Он представляет собой сложную многоступенчатую последовательность этапов, начинающуюся с производственного цеха, проходящую ответственные отделы, оценку и взаимодействие с транспортными подразделениями, непосредственно транспортировку, и доставку в конечную точку продажи. И правильная организация транспортной логистики – одна из ключевых целей управления товародвижением, которая решается путем оптимального сочетания действий внутреннего транспортного подразделения компании и специализированных компаний-перевозчиков.

Транспортная оптимизация

Дистрибьюторские и торговые компании – преобладающие клиенты у всех без исключения перевозчиков, что связано со спецификой деятельности таких компаний: скорость и надежность доставки товаров в нужную торговую сеть обеспечивает эффективность бизнеса. Транспортные бизнес-процессы для дистрибьюторов являются основными, что отличает их от производственных компаний, для которых большее значение имеет внутрифирменная организация процесса.

Поскольку транспортировка грузов в деятельности торговых компаний основной бизнес-процесс, то управление и контроль за ним, а часто и само его осуществление остается в компетенции компании. Дмитрий Турло, руководитель практики стратегического консалтинга компании Apple Consulting, считает: «Торговые компании предпочитают самостоятельно контролировать «транспортные» бизнес-процессы. Вследствие этого все ключевые этапы транспортировки (будь то поставки от постоянных поставщиков или поставки продукции в розничные сети) управляются непосредственно торговой компанией (это не относится к компаниям, имеющим холдинговые формы). В таких компаниях вопросы внутренней и внешней транспортной логистики решаются посредством собственных специализированных транспортно-логистических подразделений, которые со временем зачастую превращаются в отдельные бизнесы».

Однако, несмотря на это, торговые компании активно используют потенциал внешних провайдеров транспортных услуг. Александр Троян, генеральный директор компании «Ін-Тайм» (грузоперевозки по Украине, 29 филиалов) считает: «Дистрибьюторские компании составляют весомую часть наших крупных клиентов. Это объясняется тем, что часто таким компаниям необходимо срочно доставить объем груза, который не заполняет полный объем автомобиля большой грузоподъемности. Пользуясь в данном случае нашими услугами, дистрибьюторы экономят свои средства и время на перевозку товара по Украине». Подтверждает явное преобладание операторов торговли в клиентской базе и Дмитрий Чайковский, финансовый директор компании «Евроэкспресс»: «На дистрибьюторские и торговые компании приходится примерно 99% наших клиентов. По направлениям деятельности это очень разнообразные клиенты: львиная доля – автозапчасти, остальные распределяются на разные сферы. В половине случаев доставка осуществляется «до двери», другая половина – это стандартные перевозки со склада на склад».

Основным преимуществом использования специализированных компаний является то, что за счет оборотов, сети покрытия, отлаженной работы с филиалами и, конечно, самого процесса перевозки, специализированные перевозчики могут гарантировать быструю и довольно безопасную перевозку в срок. Большинство крупных украинских транспортных компаний, таких как «Ін-Тайм», «Деливери», «Ночной Экспресс», «CAT», «Евроэкспресс», «Автолюкс» и др. работают по принципу ежедневной перевозки системных, а также сборных консолидированных грузов по определенным маршрутам по всей стране. Товар двигается по схеме «терминал-терминал», а после прихода на склад доставляется в конечный пункт. Маршрутные перевозки позволяют максимально оптимизировать деятельность самих транспортных компаний, а следовательно и обеспечить выгодное ценовое предложение для заказчика и качественное выполнение транспортировки точно в срок. Клиентам не приходятся ждать полной загрузки грузовой машины, или переплачивать за срочность. Независимо от обстоятельств каждый день со складов транспортных компаний отправляется именно столько фур с грузом, чтобы все заказы попали на следующий день по назначению.

Отечественные транспортные компании уже доросли до того, чтобы обеспечивать достойный уровень сервиса своим клиентам, а грузовые маршрутные перевозки -одна из наиболее клиенториентированных услуг. Поэтому хотя чаще всего для дистрибьюторских и торговых компаний «маршрутчики» предлагают стандартные грузоперевозки «терминал-терминал» (заказчики доставляют груз на склад транспортной компании и со склада его забирают), для большего удобства груз доставляется до двери заказчика. По словам Александра Трояна, «Дистрибьюторские заказы – это нередко регулярная отправка грузов довольно большими партиями, с дополнительной услугой доставки «от двери до двери».

Вперед, к аутсорсингу?

На практике использование специализированных автотранспортных перевозчиков в товародвижении вполне обоснованно экономически, учитывая затраты на содержание собственного автопарка (а значит, и СТО, и транспортного отдела), профессиональных водителей, стоимости самой перевозки, горючего и пр. Собственный автопарк большинства компаний-грузоотправителей часто содержится в небольшом количестве. По словам Андрея Працевитого, начальника отдела логистики компании «Premium Tea» (TM «Хейлис», дистрибьюция по Украине), «Соотношение собственных перевозок и перевозок транспортными компаниями у нас составляет 1 к 9. Свой транспорт нам нужен для особых эксклюзивных перевозок, когда нужно доставить товар «лично в руки» и «бережно-бережно». Услуга «от двери до двери» предоставляется и транспортными компаниями, но это довольно сложная и капиталоемкая услуга, и для того чтоб она работала на высшем уровне, необходимы немалые средства и большой опыт работы». В остальных 90% случаев стандартные системные перевозки грузов по разным городам Украины вполне профессионально способны осуществить специализированные операторы». Андрей Працевитый продолжает мысль: «Мы и в дальнейшем будем использовать грузоперевозки профессиональных транспортников, да и содержать парк машин нам не выгодно. Каждый должен делать свое дело: мы продаем, они возят».

Тенденции развития отрасли таковы, что транспортная логистика все чаще «аутсорсится» (аутсорсинг – от англ. Outsourcing – выполнение всех или части функций сторонней организацией). Как утверждает Александр Троян, «Украина медленно, но верно движется к европейским стандартам в предоставлении услуг. Я думаю, что постепенно фирмы-производители откажутся от дистрибьюторских компаний и переложат весь комплекс услуг на логистические компании. Вопрос только в том, за какую цену производители согласятся отдать на аутсорсинг логистические услуги».

Постановка данного вопроса во многом определена в дуалистической природе аутсорсинга как такового. Ведь правильно отмечает Дмитрий Турло, «Аутсорсинг транспортной функции – это открытый вопрос, который является предметом дискуссий на многих профессиональных конференциях. С одной стороны, передавая вопросы управления транспортировкой, компании снимают с себя определенные риски, а с другой – попадают в зависимость от транспортно-логистической компании». Тем не менее, если тандем «грузоотправитель» – «маршруточник» эффективен, то от него грех отказываться. По словам Андрея Працевитого, «главное в работе с транспортными компаниями – это необходимость приработаться, «притереться», чтобы максимально учитывалась специфика бизнеса, и тогда можно работать более-менее слаженно и качественно».

Мнение специалиста

Владислав ШВЫДУН, исполнительный директор компании УВК (Українські Вантажні Кур'єри):
Рынок логистических услуг очень специфичен. Во-первых, большая часть потенциальных клиентов рынка просто не готова к работе с логистическими операторами. Некоторые из них инвестировали значительные суммы в создание собственной системы логистики (транспорт, складские комплексы, обученный персонал и т.д.), когда логистических операторов в Украине еще не существовало. А многие, к сожалению, просто боятся отдать функцию логистики на аутсорсинг (на сегодняшний день только 20% логистики осуществляют логистические компании). Хотя, если раньше логистическими услугами пользовались преимущественно крупные западные компании, то на сегодняшний день этот сегмент привлекает все больше украинских импортеров, а также национальных производителей из разных регионов страны, формирующих запасы в Киеве.

Во-вторых, на рынке существуют мелкие компании, не способные оказать качественную логистическую услугу, поскольку не обладают достаточным опытом, не имеют информационных систем, и, самое главное, не оперируют значительными объемами грузоперевозок. А по этим же причинам, такие компании не могут предложить потенциальным клиентам действительно привлекательные условия для перевозок.

С другой стороны, преимущества работы с крупной и авторитетной логистической компанией (такой как УВК) налицо. Основные плюсы заключаются как в простоте и невысокой стоимости доставки небольших объемов грузов, так и в надежности и четкости управления огромными грузопотоками. Логистический оператор консолидирует грузы нескольких грузоотправителей и доставляет их грузополучателям, за счет чего имеет возможность значительно снизить затраты на перевозку 1 паллеты. Кроме того, логистический оператор располагает профессиональными складами, техникой, персоналом, информационной системой и, самое главное, отработанной четкой системой.

 
ТОВ «Епл Консалтинг»
вул. Велика Васильківська, 9/2,
бізнес-центр "Макулан", оф. 8,
01004, Україна, м. Київ
info@applecons.com.ua
Підписатися на розсилку

© ТОВ «Епл Консалтинг» -
2002-2018. Всі права захищені
Партнер ЕВА
MyCounter - счётчик и статистика