Инвестиционное «сегодня» Украины
Всеволод Вильчинский и Татьяна Заморская
Руководитель практики инвестиционного проектирования Apple Consulting и управляющий партнер, юридическая фирма «Заморская и Партнеры»
На протяжении последних нескольких лет в Украине наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны, постепенно возрастает объем инвестиций (хотя не настолько быстро, как хотелось бы или как могло бы быть). С другой – Украина все еще находится в перечне стран, которые имеют наиболее низкую инвестиционную привлекательность. Поэтому, задумываясь о привлечении инвестиций, надо четко понимать контекст такого рода проектов, «правила игры» и лимитирующие факторы

Реалии бытия

Согласно рейтингу Всемирного банка, Украина в 2006 году находилась на 128 месте из 175 возможных по легкости ведения бизнеса. Критериями для проведения рейтинга стали сложности при открытии нового бизнеса, приеме и увольнении сотрудников, получении прав на собственность, трудности, связанные с кредитованием и др. Надо понимать, что лишь условия первых 30-ти позиций этого рейтинга можно считать благоприятными для предпринимательской активности. Так что, насколько высоко оценивают наш инвестиционный климат за рубежом, гадать не нужно, все предельно ясно. Cправедливости ради стоит отметить, что в 2005 году в упомянутом рейтинге легкости ведения бизнеса Украина находилась на 132-м месте, так что определенная позитивная динамика (перемещение на 4 ступеньки вверх) присутствует. К тому же по данным отечественного Госкомстата, чистый прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину по итогам 9 месяцев 2007 г. составил $6,8 млрд., что в 1,6 раза превышает аналогичный показатель 2006 г. В то же время, несмотря на различные структурные недоработки в области инвестиционной политики, многие украинские объекты привлекательны для инвесторов. В качестве последних выступают частные лица, инвестиционные институты, банки и фонды, причем как отечественные, так и зарубежные. Ключевая цель большинства портфельных и венчурных иностранных инвесторов состоит в том, чтобы выгодно вложить финансовые средства, заработать и вывести их обратно.

«Ликбез» для инвестора

Понимание ситуации в стране-реципиенте инвестиций особенно важно и для «инвесторов-стратегов», и для «портфельщиков». Чаще всего бывает так, что после анализа макро- и микроэкономического окружения проекта иностранный инвестор, как правило, осознает, что не совсем понимает, как правильно «завести» деньги в Украину и как их потом технично «вывести». Для примера рассмотрим варианты работы иностранных инвесторов на рынке недвижимости. Рынок выбран неслучайно, так как на данный момент внимание большинства иностранцев (равно как, впрочем, и внутренних инвесторов) привлекает именно этот сегмент. Например, если говорить о проектах по постройке жилой недвижимости, то это суперактуально для городов-миллионников и их пригородов. Причем, в Украине ощущается острейший дефицит не только жилых, но и торговых, офисных, складских помещений современного качества. Так же обстоят дела и в сегменте рекреационной недвижимости. Курортные комплексы в Крыму и Карпатах пользуются повышенным спросом. Наибольшую инвестиционную активность в Крыму показывают россияне, но в последнее время туда пытаются войти и турецкие инвесторы. Поэтому маловероятно, что в ближайшем будущем ипотечный кризис в США и последовавшая рецессия на тамошнем рынке недвижимости снизят инвестпривлекательность соответствующего бизнеса в Украине. Напротив, зарубежные инвесторы могут перенаправить инвесткапитал со стагнирующих развитых рынков на динамичные развивающиеся – такие, как украинский. И недвижимость, как и земельные участки, останется наиболее востребованными, активом – объектом вложения инвестиций. С учетом вышеизложенного, чтобы проиллюстрировать возможности вложения иностранным инвестором средств в Украину, обратимся к следующей ситуации. Допустим, есть компания – нерезидент Украины, (здесь и далее – инвестор), заинтересованная в инвестировании в строительство коттеджного городка в Украине. Для этих целей инвестору необходимо выбрать и приобрести земельный участок. Для таких целей обычно приобретаются земли, имеющие на момент покупки статус земель сельскохозяйственного назначения, который впоследствии подлежит соответствующему изменению. Однако действующим законодательством установлен прямой запрет на приобретение иностранными лицами земель сельскохозяйственного назначения, который инвестору придется «обойти». Для таких целей обычно используются структуры, состоящие из нескольких компаний специального назначения (здесь и далее – «КСН»), позволяющие получить в собственность желаемый земельный участок и использовать его в оптимальном, с точки зрения налогообложения, режиме. К примеру, такие структуры могут включать следующие «КСН»:
  • «УкрКо 1» – украинская компания в форме общества с ограниченной ответственностью, которая учреждена и действует как КСН и ее главная роль – владеть Земельным участком.
  • «УкрКо 2 » – украинская компания, общество с ограниченной ответственностью, которая учреждена для целей владения УкрКо 1, т.е. ей принадлежит 99% (100%) в УкрКо 1.
  • «ИнтерКо» – неукраинская компания, учрежденная инвестором с целью налоговой оптимизации в оффшорных налоговых зонах (например, Кипр, Белиз, Британские Виргинские Острова и т.п.). Такая компания будет учреждена и будет управляться как «КСН», войдет в состав УкрКо 2, получив напр. 99% (100%) голосов в УкрКо 2, будет фактическим собственником всей цепочки «КСН».
Безусловно, представленная выше модель является простой, и на практике варьироваться могут как организационно-правовая форма компаний, и количество уровней, и другие опции. К примеру, если целью инвестора является также и последующее привлечение других инвесторов через выход на биржу (через популярное ныне первичное публичное размещение акций), и дальнейшее развитие и преумножение строительных проектов, «КСН» должны быть созданы как публичные компании, то есть они должны быть созданы в форме открытых акционерных обществ. Учитывая указанное, мы хотели бы обратить внимание читателей на важность привлечения грамотных юридических консультантов, начиная с этапа структурирования проекта, что позволит резидентам Украины, инициирующим проект, создать грамотный продукт, который сделает возможным привлечь надежного инвестора.

Ошибки привлечения

Использование компаний специального назначения как организационного механизма инвестирования – это своего рода «палочка-выручалочка» для инвесторов. Такие компании могут создаваться и в случае, если иностранный инвестор самостоятельно (то есть, только пользуясь помощью консультантов по юридическим и финансово-инвестиционным вопросам) реализует бизнес-проект на территории Украины, и в случае, если у него есть украинский партнер. Для ситуации, когда такой партнер выступает инициатором проекта, ему тоже не лишним будет понимать «правила хорошего тона». Ведь соискатели инвестиций достаточно часто совершают одни и те же типичные ошибки. Во-первых, очень часто недостаточно прорабатывают сам проект. Информация не структурирована, представленных данных недостаточно или же они в избытке – настолько, что потенциальные инвесторы просто тонут в информации. Фактически, украинские компании не могут найти «золотую середину», «спотыкаясь» на правильной обработке имеющихся сведений. И это при том, что стандарты по разработке и описанию инвестиционных проектов одни и те же и в Украине, и за рубежом, но сотрудники различных компаний в силу разных причин трактуют их по-разному. Не исключен и вариант, когда потенциальному инвестору чуть ли не с порога задают вопрос: «Денег дадите?». При этом никто даже не удосуживается проанализировать, а затем и прописать возможные схемы работы иностранного инвестора в Украине. Естественно, такой подход отпугивает многих потенциальных вкладчиков. В любой момент общения с потенциальным инвестором необходимо помнить, что инвесторов отличают повышенные требования к качеству информации об объекте инвестирования, по сравнению с тем, что готовы раскрывать соискатели инвестиций. Они хотят хорошо представлять себе историю деятельности предприятия и его текущее состояние, стратегию, перспективы и планы развития, потенциал и способность менеджмента реализовать эти планы наилучшим образом. Если инвестиционное предложение не представляет инвестору возможность легко и быстро понять потенциал проекта, то, вероятнее всего, его знакомство закончится только прочтением резюме. И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор. Успех инвестиционного предложения в значительной степени зависит от способности специалистов готовить подобные документы, от их умения убедить инвесторов в достаточной компетентности инициаторов проекта, и от того, насколько хорошо будут аргументированы и подтверждены фактическими данными предложения. Вряд ли выпадет шанс несколько раз представить проект одному и тому же инвестору. Каждая новая неудачная попытка будет только снижать шансы на успех. Как говорится, компанию можно продать только один раз, поэтому лучше это сразу же сделать правильно.

Приманка для инвесторов

Исключительно значимый фактор для реализации любого проекта в нашей благословенной стране – отношение различных регуляторов. Поэтому, завершая разговор об инвестиционных буднях Украины, имеет смысл вспомнить о государстве. Западные инвесторы от местной власти добиваются одного – чтобы законы были достаточно понятными, а поведение – прогнозируемым. Если произойдут какие-то изменения в отношении проекта, то необходимо предоставить инвестору время на адаптацию, а именно зафиксировать все базовые условия по проекту на определенный срок, например, до момента достижения определенного уровня возврата инвестированных средств. Одна из проблем иностранных инвесторов в Украине состоит в том, что они затрудняются спрогнозировать окружение проекта на ближайшие 3 года, и это их отпугивает от вложений капитала в наш бизнес. На самом деле, даже в страны с диктаторским управлением поступает больше инвестиций, чем в Украину, потому что там все предсказуемо. В качестве примеров можно назвать Китай, Россию, Малайзию, где существуют значительные барьеры в политической и индивидуальной свободе. Устранение части барьеров на пути инвестиций и определенные гарантии прав частной собственности создают благоприятную экономическую конъюнктуру. Именно к такому результату привели реформы Франсиско Франко в Испании и Ли Кван Ю в Сингапуре в 1960-х гг., Дэн Сяопина в Китае в 1970-х Августо Пиночета в Чили в 1980-х и аналогичные шаги, предпринимавшиеся в разное время в других странах. Но также верно и то, что странам с неокрепшей демократией удается за счет политической свободы создать атмосферу стабильности и уверенности, что в свою очередь благоприятно влияет на уровень экономического развития страны. В качестве примера можно привести Индию, занимающую по темпам экономического роста одно из первых мест в мире. Сейчас у Украины появился шанс громко заявить о себе – провести Евро-2012 на высоком уровне. Так, по данным пресс-службы Минэкономики, прогнозируемые объемы только государственного финансирования для подготовки к этому событию составят 118 млрд. грн, из которых: за счет средств Государственного бюджета – 13 млрд. грн; местных бюджетов – 4 млрд грн, внебюджетных средств – 101 млрд. грн. Необходимо привести в порядок стадионы всех городов, так или иначе задействованных в подготовке к Евро-2012 (пока более ли менее нормально обстроят дела в Донецке и Харькове, где эти вопросы решаются под патронатом, соответственно, Рината Ахметова и Александра Ярославского). Планируется построить и реконструировать около 500 тыс. км автомобильных дорог государственного и местного значения. Реконструкция ожидает 232 украинских вокзала, 5 тыс. км железнодорожных путей, 111 переездов и более 500 пассажирских платформ. И, конечно же, модернизации требуют пассажирские терминалы и взлетно-посадочные полосы в аэропортах городов, принимающих чемпионат. В общем, Евро-2012 привлечет иностранных инвесторов. Но, в то же время, большая часть инвестированного капитала, может так и не дойти до Украины, так как большинство сооружений проектируются за рубежом. Не исключено, что непосредственно к возведению объектов привлекут не украинских работников, а еще более дешевую рабочую силу. В итоге Украина может не получить ни реального финансирования, ни увеличения числа рабочих мест. Однако, все что было построено к Евро-2012 останется на территории Украины и будет использоваться во благо страны. Все страны мира, будь то представительницы когорты развитых держав или же государства с развивающейся экономикой, заинтересованы в притоке инвестиций. Для Украины эта проблема не менее актуальна, чем для других стран. При этом в борьбе за привлечение иностранных инвестиций отечественным предприятиям приходится конкурировать с массой соперников, в том числе и из соседних постсоветских стран. И понимание принципов эффективной организации инвестиционных процессов с учетом современных особенностей – важный шаг на пути к успеху.
 
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку

© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
Партнер ЕВА