Эффективная логистика
Ярослав Брезицкий
Консультант

В разных источниках можно встретить понятия «центральный склад» и «распределительный центр» в качестве синонимов. Есть ли между этими понятиями различия, порой затрудняются ответить даже специалисты, не один год работающие в сфере оказания логистических услуг.

Лично я придерживаюсь мнения, что между распределительным центром (РЦ) и центральным складом (ЦС), при прочих равных, есть одно существенное отличие: РЦ специализируется, в основном, на быстром перераспределении товаров, а ЦС может использоваться и как склад длительного хранения товаров. Если говорить о сетевом ритейле, то РЦ имеет своей целью централизованный прием партий товара, временное его хранение, обработку и пополнение торговых точек по необходимости. Распределительный центр, в отличие от центрального склада, можно устроить на самой торговой точке, если «куст» торговых точек находится в отдалении от основного склада и логистические затраты на пополнение остатков товаров с него являются экономически не эффективными. В связи с этим, характеристика РЦ как «минимальная площадь» вообще ставится под сомнение.

Действительно, как показывает практика, использование розничными сетями, будь то своих распределительных центров, или обращение к аутсорсингу, позволяет настроить логистику товаропотоков от производителей, дистрибьюторов до конечного потребителя максимально эффективно.

Большинство розничных сетей Украины, которые уже используют собственный РЦ или только планируют это делать, не используют всех стратегических преимуществ, которые на самом деле он дает.

Однако здесь важно отметить следующее: большинство розничных сетей Украины, которые уже используют собственный РЦ или только планируют это делать, не используют всех стратегических преимуществ, которые на самом деле он дает. Есть 2 основных мотива, в соответствии с которыми ими сегодня используется РЦ – это функция кросс-докинга и получение скидки от поставщиков (в пределах 1-3%) за централизованную поставку. Если руководствоваться только этими двумя факторами, то РЦ часто – дорогой и неоправданный инструмент, особенно для сетей, насчитывающих до 20-30 торговых объектов.

Некоторые довольно крупные розничные сети (в т.ч. зарубежные) не имеют собственного РЦ и покупают эту услугу у третьих организаций – отдают предпочтение специалистам-аутсорсерам. Если они осуществляют приемку, хранение, дополнительную обработку и отгрузку товара относительно недорого и довольно качественно, то можно обойтись и без своего РЦ.

Когда же приходит время задуматься о собственном РЦ? Тогда, когда компания переходит на качественно другой уровень ведения бизнеса, когда ее бизнес-процессы и требования к ним уже не могут быть удовлетворены в полном объеме аутсорсиноговой компанией. По нашему опыту, на данном этапе мало какая аутсорсинговая компания в состоянии предоставить главное качество для розничных сетей – это высокая надежность поставок (нужный товар в нужное время в нужном количестве). Это, безусловно, не всегда связано с неэффективностью аутсорсера – ведь его эффективность зависит от надежности поставщиков. Именно поэтому мы рекомендуем розничным сетям создавать свои РЦ для обеспечения высокой степени наличия товара в магазинах и, при этом, обеспечения высокой оборачиваемости товарного запаса. Как я уже отметил выше, многие сети не пользуются РЦ как стратегическим преимуществом. Ведь РЦ – это своего рода «тыл» для компании, на котором должны быть сконсолидированы все буферы запасов. А магазины должны содержать ровно такой объем запаса, который покрывает максимальные продажи за время пополнения с РЦ (т.е. за 3-7 дней) и достаточный для обеспечения должной визуальной выкладки. Весь остальной товар, на самом деле, должен храниться на РЦ. Как ни странно, выстраивая еще определенные процессы пополнения и управления товарным запасом, такая стратегия позволяет обеспечить более высокую надежность представленности товаров на полке, меньше возвратов и устаревания и высокую оборачиваемость товарного запаса в системе в целом. Потому как РЦ, в таком случае, является источником фактора агрегации и сглаживания непредсказуемости спроса в торговых точках.

Мы рекомендуем розничным сетям создавать свои РЦ для обеспечения высокой степени наличия товара в магазинах и, при этом, обеспечения высокой оборачиваемости товарного запаса.

Безусловно, устройство своего РЦ и конечная цена для бизнеса связаны со многими факторами, правильно учесть которые порой не всегда возможно. К основным факторам, на которые необходимо обратить свое внимание, в первую очередь относятся: степень развитости собственной сети и планы по ее развитию, географическое распределение торговых точек, наличие собственной логистики, взаимоотношений с поставщиками и стратегия ассортиментной политики.

Могут возникнуть следующие вопросы: как же зависят объемные параметры РЦ от размеров сети; каким по площади должен быть РЦ для 20-30 торговых точек; а если у сети более сотни торговых точек разбросаны по всей стране? Думаю, что большой зависимости от количества точек и удаленности их друг от друга почти нет. Есть зависимость от специфики бизнеса и стратегии его развития. Ведь всегда можно устроить даже небольшой региональный РЦ в крупной торговой точке с целью обеспечения наличия товара в ближайших к ней мелких торговых точек. Скорей всего, золотого правила не существует и не должно существовать, так как многое зависит от географии и характеристик торговых точек, ассортимента, особенностей товара и его доставки поставщиками, точности складских бизнес-процессов и профессиональности персонала.

В портфеле наших клиентов есть блестящий пример – сеть торговых точек, состоящая из 8 объектов, имеет свой РЦ и компания достаточно прибыльна. Справедливости ради надо сказать, что владельцу удалось создать настолько правильную бизнес-модель, что эти 8 торговых объектов по обороту такие, как большинство сетей этой же отрасли, насчитывающие 120 торговых объектов. Это скорее исключение, чем правило.

Если все же подходить «арифметически» к вопросу о том, когда сети целесообразно создавать свой РЦ, то наиболее стандартный ответ тут – это когда сеть насчитывает не менее 20-30 торговых объектов. Но опять же подчеркну – при условии грамотного его использования, как было обозначено выше.

Это параноя, которая присутствует сегодня практически у каждого дистрибьютора. Она не лишена оснований – на самом деле розничные сети живут в иллюзии и мечтах о прямых поставках от поставщиков с единственным соображением – дескать, так они не будут платить несколько %, которые оседают у посредника – тобишь у дистрибьютора.

Розничные сети живут в иллюзии и мечтах о прямых поставках от поставщиков с единственным соображением: что они не будут платить несколько процентов, которые оседают у посредника – т.е. у дистрибьютора.

Однако, это глубокие заблуждения и ошибки в логике. Само по себе использование розничными сетями распределительных центров по большому счету не несет большой угрозы дистрибьюторам, так как задачи у них все же разные. Задача РЦ для сетевой розницы – перераспределение товаров (обеспечение процессов оптовой приемки товаров и распределения по торговым точкам сети) с возможностью их хранения в определенном периоде. Задача же дистрибьютора несколько шире, чем просто хранение и перераспределение дальше по логистической цепочке товаров производителя или группы производителей. Само слово «дистрибьютор» от английского глагола to distribute буквально означает «тот, кто распределяет, распространяет». В классическом понимании в обязанности дистрибьютора входит не только оптовая закупка товара и распределение его по конечным точкам или по складам клиентов, но и продвижение продукта на местном рынке, организация промо мероприятий, рекламы, сбор дебиторской задолженности (а до этого – предоставление отсрочки оплат рознице), возврат не кондиционных товаров производителю и пр. Таким образом, дистрибьютор предоставляет более широкий спектр услуг своим клиентам.

Конечно, на определенном этапе развития розничная сеть в погоне за эффективностью в своей стратегии приходит к тому, что наличие хорошо отлаженных логистических процессов распределительного центра и, что немаловажно, свободных ресурсов (как внутренних, так и рыночных) позволяет ей более эффективно использовать эти ресурсы. РЦ также позволяет не накапливать в торговых точках «ненужные» запасы: защита от ненадежности поставщика, большие объемы сезонного товара, излишки, закупленные для получения скидок – все это находится на РЦ, а не в торговых точках. При наличии мощной маркетинговой составляющей розничная сеть начинает видеть свои преимущества и может постепенно переориентироваться на прямые договора с производителями.

В стране еще не созрела та «критическая масса» розничных операторов со своей эффективной логистической моделью, которая смогла бы пошатнуть позиции дистрибьюторов.

В таких случаях позиции дистрибьюторов ставятся под угрозу. Но у нас в стране еще не созрела та «критическая масса» розничных операторов со своей эффективной логистической моделью, которая смогла бы пошатнуть позиции дистрибьюторов. Не будем забывать и о том, что дистрибьюторы тоже развиваются и адаптируются к внешней среде!

И вот, что еще важно. Идеально было бы для розницы получать те объемы товара, которые необходимы на ближайший период для удовлетворения потребностей своих покупателей. Для эффективности использования рабочего капитала розничной сети это буквально означает получение товара маленькими партиями (теми, которые достаточны для обеспечения продаж в периоде). Однако способен ли сам производитель отгружать такие партии? Ответ – как правило, нет. У производителей нет таких операционных умений, которыми обладают дистрибьюторы – ведь это их бизнес.

Таким образом, мы считаем, что дистрибьюторам не стоит паниковать – их бизнес будет еще долго востребован в Украине. Но для сохранения своей важной роли на рынке они должны окончательно ее переосмыслить и операционно измениться.

Наличие свободных складских площадей в распределительных центрах может быть вызвано недостатками планирования на этапе создания РЦ, ошибочным расчетом на развитие сети, предоставлением услуг по хранению и перераспределению товаров другим компаниям и т.д. Я вам скажу больше – это еще и результат ментальности локальной эффективности. А именно: мы практически не встречали владельцев, которые не желали бы видеть свой РЦ как отдельно взятый профит-центр, который, собственно, должен генерировать профит. И поэтому, коль строить РЦ, так уже такой, из которого можно еще и делать бизнес, используя не только для собственных нужд, но и для оказания услуг на сторону. Такая логика, как правило, результируется мощными конфликтами интересов между обслуживанием собственной сети по «спецтарифам» и внешних «платных» клиентов. И вообще, логика РЦ как профит-центра – ущербна. РЦ – это ни что иное, как грамотный стратегический инструмент, который помогает розничной сети работать более эффективно. Вот именно на этой задаче и надо концентрировать усилия, а не на том, как вывести РЦ в прибыль.

Справедливости ради также необходимо отметить и объективный факт: наличие свободных складских площадей в РЦ, особенно в условиях кризиса, вполне объективная реальность. Основное «ограничение» бизнеса сейчас находится не в собственных или арендуемых мощностях, а в рынке. В ситуации, кода нет возможности загрузить мощности РЦ своими товарами, можно и нужно рассмотреть вариант предоставления логистических услуг другим сетевым операторам. Конечно же, одним из главных условий реализации таких идей является наличие на вашем РЦ эффективных логистических процессов, за которые захотят заплатить. Однако, это должна быть временная экстренная мера, которая должна быть устранена при возврате объемов.

Опубликовано в Журнале "Логистика: проблемы и решения"

 
ООО «Эпл Консалтинг»
ул. Большая Васильковская, 9/2,
бизнес-центр «Макулан», оф. 8,
01024, Украина, г. Киев
info@applecons.com.ua
Подписаться на рассылку

© ООО «Эпл Консалтинг» -
2002-2024. Все права защищены
Партнер ЕВА