0524
2870
Что нового?
Поделиться:

ТОС глазами 15-летних: подростковый взгляд на «тучи»

В декабре Юлия Плиева, партнер и генеральный директор Apple Consulting®, преподаватель kmbs, выступила с мастер-классом «Грозовые тучи, как инструмент решения дилемм» перед младшей аудиторией Киево-Могилянской бизнес школой в рамках проекта «I Wonder».

Креативная академия «I Wonder» – это новая развивающая модульная программа Киево-Могилянской бизнес школы, рассчитанная на детей подросткового возраста (13-16 лет), где главным отличием от классического образования в школе является не навязывание готовых ответов, а помощь в поиске таковых самостоятельно.

«Именно в этом возрасте у детей происходит углубление формирования личности, самосознания, поэтому вклад в развитие подростков, который на сегодняшний день делает kmbs, это очень перспективное и важное направление, - комментирует Юлия Плиева. - Я считаю проект крайне ценным и необходимым для будущего нашей страны, поэтому компания Apple Consulting© поддержала данную инициативу».

Несмотря на зимнее время года, мероприятие проходило на открытой площадке – на Трухановом острове в Киеве, где 20 молодых людей впервые услышали о бизнес-подходе «Теория ограничений» и познакомились с одним из фундаментальных инструментов Мыслительных процессов ТОС – «диаграммой конфликта» (или «грозовой тучей»). Необычным этот день оказался и для самого преподавателя – Юлии Плиевой. По ее словам, в ее жизни это был первый опыт работы со столь молодой аудиторией, поэтому ей сложно было предугадать результат, реакцию участников и восприятие материала.

«Мне было крайне интересно узнать, какие у подростков дилеммы, как они их решают сегодня и чем их мышление отличается от взрослой бизнес-аудитории: собственников и владельцев бизнеса, - поделилась Юлия. – Как оказалось, их дилеммы были на очень разных уровнях: кто-то решал дилемму: «могу ли я взять домашнее животное в дом, если мои родители против», другие раздумывали над вопросом «ехать ли учиться заграницу, или поступать в украинский ВУЗ», а у третьих были крайне серьезные дилеммы - «при разводе родителей, остаться жить с мамой или уйти к отцу».

И все же, нам удалось выявить некоторую схожесть и отличия в восприятии инструмента «диаграмма конфликтов» между подростками и взрослой бизнес-аудиторией:

  • подростки, равно как и мы с вами, очень четко понимают, что такое дилемма, они дают совершенно правильное определение этому понятию;
  • дилеммы молодых людей, равно как и у бизнес-аудитории, находятся на разных уровнях и далеко не всем в аудитории удается сразу же выйти на действительно ключевые/значимые/больные для себя вопросы;
  • текущие методы решения дилемм абсолютно не отличаются от тех, которые были названы взрослыми во время предыдущих бизнес-курсов: советы других, плюсы/минусы решения, экстраполяция опыта из прошлого, интуиция и пр.;
  • в отличие от взрослой аудитории, среди подростков были некоторые сложности с принятием формы диаграммы конфликта, которую предлагает ТОС. Особенно сложно им было принять наличие потребностей за каждым действием и тот факт, что эти потребности являются необходимым условием для достижения цели;
  • подростки не могли долгое время понять, что цель можно достичь без компромисса, и при этом, в полной мере удовлетворив обе потребности – им это казалось невозможным;
  • подростки оказались еще менее терпеливой аудиторией слушателей. Если взрослые больше склонны давать готовые решения на первых же этапах анализа дилеммы, то дети – спешат дать рекомендации другим, едва услышав лишь часть чужой дилеммы.
  • подростки очень хорошо восприняли дилеммы топ-менеджеров, которые были им специально продемонстрированы в качестве бизнес-кейсов – цели и потребности топ-менеджера были им понятны и не вызывали дополнительныхвопросов, а напротив – множество советов и решений;
  • а вот с кейсом из фильма «12» участники справились даже лучше опытных менеджеров и управленцев: работая в небольших группах, подростки настолько загорелись и раскрылись, что уже никто не мог остаться равнодушным. К тому же, я услышала не только правильное понимание дилеммы присяжных данного кейса и корректно сформулированную в форме «диаграммы конфликта», но и дополнительные аспекты (дополнительные более глубокие дилеммы), которые обычно взрослой аудиторией не выявляются..

В целом, этот опыт оказался очень успешным и в скором времени он получит свое продолжение - 1-2 февраля 2014 года пройдет вторая часть мастер-класса Юлии Плиевой в рамках программы «I wonder», где участники презентуют готовые решения личных дилемм, разработка которых была предложена в качестве домашнего задания. Продолжение следует…