0524
2870
Что нового?
Поделиться:

4 вопроса к ERP

...Ответы на которые позволяют создать равенство между Ожиданиями и Результатами

7 ноября в kmbs состоялся наиболее обсуждаемый и спорный бизнес-ринг этой осени – «Конфликт ERP: Результаты VS Ожидания». Еще до проведения, событие горячо обсуждалось экспертами, игроками рыка и СМИ. Команда организаторов – kmbs и Apple Consulting® – долгое время находились в поисках той оптимальной формулы дискуссии, которая бы могла раскрыть истинную причину конфликта «Результативность и Ожидания» от внедрения ERP. И все же, «накал страстей» на бизнес-ринге превысил все ожидания.

Андрей Колотов, модератор встречи, предложил участникам не тратить время на выяснение «кто крайний», а вместо этого попытаться дать максимально честный ответ на 4 вопроса:

  1. В чем сила ERP? Что она делает на порядок лучше/быстрее/качественнее?
  2. Какое ограничение/барьер устраняется ERP при условии ее внедрения в компании?
  3. Какие правила, политики, процедуры позволяли компании жить без ERP?
  4. Какие новые правила, политики, процедуры необходимо создать в компании, чтобы эффективно использовать ERP?

По мнению организаторов бизнес-ринга, если компании до внедрения честно ответят на данные вопросы, им удастся поставить знак равенства между ожиданиями и результатами от внедрения ERP. Как показал сам бизнес-ринг, с одной стороны – данные вопросы очевидны и тривиальны, но с другой стороны – все участники бизнес-ринга, невзирая на свой опыт, смогли ответить только на первые два…

Эти вопросы были заданы автором ТОС (теории ограничений) Эли Голдраттом в книге «Необходимо, но не достаточно» и адресовались не только к ERP, но и к любой новой технологии, призванной существенно улучшить работу какой-либо системы. Необычный поворот события заставил участников по-новому посмотреть на внедрение ERP. Своим мнением в первую очередь поделились приглашенные эксперты:

  • на стороне заказчиков: Ирина Моисеева, директор ЧП «ТОБИ-ГНГ» (ТМ Tobi), магазины при сети заправок «ОККО» («Концерн Галнафтогаз»), Александр Рындин, руководитель Проектов торговой сети супермаркетов «Фуршет» и Роман Сакун, руководитель отдела информационного менеджмента АО "Чумак".
  • позицию внедренцев ERP отстаивали: Дмитрий Попинако, управляющий партнер, генеральный директор компании Innoware и Ирина Ольховик, директор департамента консалтинга ООО "Борлас-Украина".
  • модератором традиционно выступил Андрей Колотов, партнер и руководитель ТОС-практики Apple Consulting®.

Ключевые цитаты и тезисы бизнес-ринга

Роман Сакун:

«ERP-решений на сегодняшний день предостаточно, главное, чтобы компания была сама готова меняться, иначе ей не удастся получить тот экономический эффект от внедрения ERP, на который она рассчитывает.

Перед внедрением всегда необходимо у собственника спрашивать – зачем он хочет внедрить ERP, что он хочет от этого получить, какую выгоду? Если он прочитал где-то, что ERP увеличит его капитализацию – это ерунда, не будет этого и внедрение плохо закончится. ERP – не панацея.

В целом для компании внедрение ERP никогда не закончится. Процесс внедрения – это своего рода процесс непрерывного совершенствования».


Ирина Ольховик:

«Внедрение ERP идет от слова «планирование», а не от слова «автоматизация». Т.е. нельзя внедрением ERP называть «автоматизацию». Нужно убрать «бутылочные горлышки», которые есть на предприятии, и сделать процессы «как должно быть», тогда внедрение будет эффективно. Тем не менее, экономический эффект от внедрения ERP сложно посчитать.

Цель внедрения ERP – изменение бизнес-процессов, а не перенесение в ERP существующих бизнес-процессов».


Дмитрий Попинако:

«ERP должна помочь собрать информацию там, где она возникает, собрать в едином информационном поле и позволить анализировать ее. Этот инструмент предназначен для принятия управленческих решений.

На мой взгляд, целью нашей встречи сегодня было донести одну простую вещь – ERP-системы нужны, но этого не всегда достаточно. Чтобы система позволяла предприятию быть более прибыльным, надо понимать, какие «правила» мы закладываем в систему, что мы с ее помощью делаем и что делаем потом? Другое дело, что не все готовы об этом говорить, как показала сегодня даже наша напряженная дискуссия».


Ирина Моисеева:

«Для многих компаний, внедряющих или уже внедривших ERP, характерна такая картина: деньги в систему вложены, но не все отчеты, которым нам бы хотелось построить, делаются, или не так быстро, как мы рассчитывали, и не всегда те данные, которые мы ожидали бы получить. Но все же, большинство по-прежнему верит в то, что ERP – это важная технология, которую необходимо внедрять и затем грамотно ее использовать.

Как только заказчик слышит от внедренца ключевую фразу «все можно решить», он сразу же принимает решение и покупает проект внедрения ERP. А все детали «всплывают» уже в проекте, отсюда и возникает масса проблем.

До внедрения ERP-решений, если информации не хватало, а руководитель на данной должности давно, он мог принять решение интуитивно, что делало его менее заменяемым. Конечно, ошибки были, но они не были такими «болезненными» для компании, как могут стать сейчас, ведь лет 10-15 назад все рынки в любом случае шли в рост».

Александр Рындин:

«Сами инструменты в ERP и система управления означают очень многое, но также многое значит сама компания, ее оргструктура и процессы. Нельзя ставить систему поверх незрелых процессов – компьютеризированный хаос все равно останется хаосом.

ERP изначально появилась как система ежедневного учета деятельности предприятия. А теперь мы чаще говорим об ERP в контексте автоматизации принятия решений. Заметьте, что многие аналитические вопросы в компаниях зачастую выносятся за пределы ERP – в соответствующие аналитические системы».

Мнение из аудитории:

(Сергей, консалтинг, имеет опыт внедрения ERP в Nemiroff, Carlsberg Group и др.): «Нашим людям вредно думать и принимать решения. Посему это должно быть отдано на откуп системе. Внедряя ERP, мы создаем большую четкую систему, описывая правила игры. Считаю, что в компании можно говорить о внедренной ERP лишь тогда, когда подписан акт выполненных работ».

(Юрий, компания MTI): «Для всех компаний пост-советского пространства внедрение ERP – очень серьезная встряска и формализация процессов. Поэтому побочным, но очень важным фактором внедрения ERP есть упорядочивание того, что есть в компании. А для этого крайне нужна поддержка собственников и лиц, принимающих решение в компании. Часто под внедрением ERP видится панацея, а это не так. Нужно на самом деле реально меняться, собственник это должен поддерживать, а сопротивляющихся изменениям всегда будет много – это нормально».

(Владимир, фирма «Экстрим»): «Внедрение ERP можно сравнить с конвейером. Основная задача внедрения – устранить человеческий фактор. Например, если вы главного бухгалтера уволите, но у вас нет ERP, то фирма не сможет функционировать. А если внедрена ERP, то можно без проблем заменить исполнителей, если сделать нечто похожее на конвейер».

Андрей Колотов:

«Часто именно те же правила, которые закладывались и работали в компании до внедрения ERP, остаются в компании и при ее внедрении. Например, мы по-прежнему рассчитываем производственную программу 1 раз в месяц, а платежный день у нас вторник...

Те политики, которые создавались в компании до внедрения ERP, должны быть изменены, иначе мы не получим желаемых выгод от новой технологии. Приведу пример системы min-max в области управления запасами – это рудимент старой системы, попавший в новую технологию (ERP). Задаем себе вопрос: откуда появилось правило ждать минимума и не заказывать то, что продано вчера? Min-max была придумана в ситуации, когда продукты заказывались изолированно друг от друга. На данном этапе это правило не работает, тем не менее, оно успешно перекочевало в современные информационные технологии.

Еще один пример тех правил, которые «мигрируют» из системы без ERP в систему с ERP – план продаж, на основе которого создается план производства и план закупок. Он формируется на основе данных за прошлый период, часто в него закладывается подстраховка от разных уровней отдела продаж. Нужно понимать, что прогнозы не точны, невозможно с точностью до единицы предсказать, каков будет спрос на продукцию, не зная, как изменятся внешние факторы на рынке. Та ошибка, которая заложена в прогнозе продаж, перекочевывает в план производства и далее – в план закупок. Это происходит, невзирая на наличие ERP в компании. И чем длиннее горизонт планирования, тем больше ошибка и погрешность.

Не заливают старое вино в новое. Если это сделать, после внедрения ERP, бизнес будет продолжать «хромать», но немного быстрее. Соответственно, вначале необходимо создать эффективные процессы, а ERP просто позволит еще быстрее получить от них эффект».

Вместо выводов:

ERP – это новая технология, которая позволяет компании сделать что-то на порядок лучше/быстрее и т.д., и если внедрять ERP без изменения правил, которые позволяли жить компании без нее, результатов не будет. Приняв решение о внедрении ERP, подумайте об этих правилах/политиках/процедурах в компании, обычно они имеют локальный характер, и дайте себе ответ на вопрос – на какие новые политики, правила и процедуры вы хотите их заменить.