0524
2870
Публикации
Поделиться:

Хроническая болезнь украинского бизнеса: как ложь порождает кризис

Юлия Плиева, генеральный директор Apple Consulting®

Forbes.net.ua, ноябрь 2015 год

Изучая список топ-200 крупнейших компаний Украины, можно подумать, что в стране есть много успешных бизнесов, не являющихся частью олигархических кланов, не зависящих от природных ресурсов и от доступа к государственным «кормушкам». Однако знакомство с такими компаниями изнутри позволяет утверждать, что лишь единицы обладают и вправду успешной бизнес-моделью не на словах, а на деле. И это – прямая угроза не только самим компаниям, но и национальной безопасности страны в целом.

Вот уже почти два года все сетуют на то, что в Украине мало что изменилось после смены власти, а проверяющих органов стоит все так же опасаться. Предприниматели выражают недовольство курсом гривны, налоговым бременем и тотальной коррупцией во всех сферах. Мало кто задумывается, что такая «эффективность» власти – не что иное, как прямая проекция того, что и как делают отечественные бизнесмены. Да-да, именно так и работает большинство украинских компаний.

Обратите внимание – и это при том, что к управлению государством пришло достаточно много бизнесменов. Казалось бы, это весьма успешные люди, которые знают, что делать – ведь они построили эффективные бизнесы. Но почему их действия во власти представляют собой неуклюжее лечение симптомов, сетование на какие-то обстоятельства и надежды на внешнюю помощь?

Да потому что большинство в своих компаниях делает то же самое. Какое объяснение дадут компании из списка топ-200 своим убыткам? Война, потери на оккупированных территориях, падение гривны, коррупция и падение покупательной способности. Иными словами, объяснения только во внешних факторах.

Никто не отрицает: данные факты имеют место. Однако, позвольте – ряд розничных сетей утверждают, что потеряли до 30% своих продаж только от физической потери магазинов на оккупированных территориях. Именно этим объясняется соответствующее падение продаж в их компаниях. Но практически каждая из них имеет до 30% out-of-stock в существующих каналах продаж по существующему ассортименту исключительно из-за несовершенной внутренней политики управления. Конечно, чтобы «взять» эти 30% за счет устранения out-of-stock, нужно очень сильно напрячься. Гораздо легче ждать возврата территорий, чтобы потом снова открыть там магазины, а пока объяснять свои плохие результаты войной.

Уровень инфантильности украинского бизнеса поражает. Впрочем, именно такой же уровень инфантильности присутствует и в управлении страной. И я еще раз утверждаю, что первичен именно бизнес, а управление страной – это лишь проекция того, что каждый из нас делает на микроуровне. Пока бизнес не одумается и не начнет кардинально меняться, не стоит ожидать системных изменений в государственном управлении.

Уровень инфантильности украинского бизнеса поражает. Впрочем, именно такой же уровень инфантильности присутствует и в управлении страной.

Многие бизнесмены разочаровано заявляют: «Мы поняли, что на рынках Европы нас никто не ждет…» Позвольте, а с какой стати вас там кто-то должен ждать? Ждать вас может лишь потребитель, за которого вы так «активно поборолись».

Конечно, можно сказать «спасибо» Евросоюзу за одностороннюю либерализацию торгового режима с Украиной. А я вижу в этом даже медвежью услугу: теперь отечественным бизнесменам кажется, что это легко и просто – без изменения себя. Нынче в бизнес-кругах Украины модно стремительно выходить на внешние рынки, все внезапно озаботились экспортом – в 2015 году количество тренингов и конференций по выходу на внешние рынки просто зашкаливает.

Но, сделали ли вы все, для того чтобы украинский покупатель вас полюбил? Умеете ли вы бороться за украинского потребителя, который на самом деле все еще совершенно непритязателен, и которого, к сожалению, можно все еще вводить в заблуждение? Уверены ли вы, что со своей политикой обмана покупателя в состоянии ехать к более искушенному и требовательному европейскому потребителю?

Так, недавно по служебным задачам довелось лично проехаться по ряду известных сетей – исследовать предложения товаров, продающихся в рассрочку под 0%. Открытиям и недоумению не было предела. Сложно даже было представить, что в современном мире можно так издеваться над потребителем и так ему врать!

«Рассрочка под 0%» оказалась тотальной фикцией. Например, если покупатель желает приобрести такой товар, ему будет предложено в обязательном порядке купить какие-то страховки и сервисы, которые добавляют к стоимости товара не менее 40%. И это в случае, если потребитель хочет оформить рассрочку на шесть месяцев. А если на год – то и того больше.

Где это видано – кредит под 80% годовых?! Здесь любой мне возразит: а что же делать при нынешней стоимости заемного капитала и при упавшей покупательной способности населения? Ответ простой – не врать покупателю! Из всех исследованных сетей я нашла лишь одну, в которой честно сказали, какие будут переплаты в случае оформления товара в кредит, и именно в этой сети не висят таблички на ценниках: «товар в рассрочку под 0%». Управляющий одного из «предприимчивых» магазинов заявил буквально следующее: «Так это же действительно 0% – проценты же вы не платите, а платите за сервисы».

Никаких сложных дефиниций словосочетанию «успешная бизнес-модель» выдумывать не нужно. Успешная бизнес-модель – это умение вашей компании честно бороться за потребителя, и выигрывать эту борьбу с прибылью для себя. Вот и все. Успешная модель государства – это также умение государства честно бороться за своего гражданина, чтобы он счастливо жил именно в этом государстве, а не в каком-либо ином.

Успешная бизнес-модель не терпит обмана и компромисса. Отечественные же бизнесмены давно научились создавать красивые миссии и мудреные стратегии, их отделы маркетинга декларируют высшие ценности и поют оды потребителю, а на самом деле модели заработка компаний основаны на оболванивании не только потребителя, но и желании поживиться за счет партнеров. А как еще иначе назвать ситуации, когда основные заработки дистрибьюторов и розничных сетей преимущественно складываются из бонусов поставщиков, а яркие открытия новых магазинов происходят за счет просроченной дебиторской задолженности все тем же поставщикам? Так и наше государство – вместо системных глубинных и вдумчивых преобразований своих моделей управления в тех или иных сферах основные проблемы перекладываются на население, происходит латание дыр и лечение симптомов. Именно это и подрывает доверие к преобразованиям – потому как результата нет, и не будет.

Успешная бизнес-модель не терпит обмана и компромисса. Отечественные же бизнесмены давно научились создавать красивые миссии и мудреные стратегии, их отделы маркетинга декларируют высшие ценности и поют оды потребителю, а на самом деле модели заработка компаний основаны на оболванивании не только потребителя, но и желании поживиться за счет партнеров.

Бизнес априори является более ответственным, чем государственная машина, и даже – чем гражданское общество. Не будет умного бизнеса – не будет бюджета и рабочих мест, не будет источника для развития гражданского общества.

Меня удивило одно недавнее заключение, которое сам про себя сделал отечественный бизнес. На крупном форуме прямо в зале среди порядка 300 бизнесменов был произведен опрос – улучшилось ли качество гражданского общества в Украине за последние 1,5 года? 72% бизнесменов ответили утвердительно. Улучшилось ли качество государственного управления за последние 1,5 года? Как ни странно, но 48% бизнесменов считают, что да. Последний вопрос – улучшились сами бизнесы за последние 1,5 года? Только 26% бизнесменов так считают.

И это как раз может быть приговором и самим компаниям, и государству в целом, ведь государственная машина – это проекция «эффективности» бизнеса по-украински. По-настоящему успешная бизнес-модель позволит не только обеспечить долгосрочное процветание вашей компании, вашей страны, но и откроет вам сердца потребителей и двери в любой мировой рынок, который вы только пожелаете!

Источник: forbes.net.ua